"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (236) от 19 февраля 2004 года

Обкатка дырявого закона

Дата размещения на сайте: 22.08.2015

Сергей ЛЮБИМОВ

18 февраля в Торгово-промышленной палате прошла конференция гильдии страховщиков Саратовской области. Несмотря на то, что закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) действует уже 8 месяцев, какие-либо итоги страховщики не подводили.

Собственно обязательным страхование стало только с этого года. Поэтому пик заключения договоров пришелся на декабрь. Перед новым годом приобретено 80 процентов полисов. По словам президента гильдии Павла Михеева, "полисы на каком-то этапе покупались, как хлеб в магазине. То есть полисы есть, а информации — нет". Теперь зачастую страхователи, не изучив толком закон, предъявляют не всегда обоснованные претензии страховщикам. Да и сами страховщики только начали накапливать опыт в новом для них деле. Представительница одной из страховых компаний Нина Артюхова заявила: "Закон имеет много "дырок", на которые ни мы, ни потребители не могут ответить. Поправки в закон можно будет вносить, когда появится судебная практика. Сейчас закон кое-где не соответствует Гражданскому кодексу".

Кроме "необкатанного" закона появились еще и чисто технические проблемы. До 2004 года в Саратове регистрировалось ежедневно 10-15 ДТП. По мнению страховщиков, на самом деле их происходит в 2-3 раза больше. Многие участники аварии решают проблемы не вызывая ГАИ. Теперь же все страхователи, чтобы получить компенсацию, должны будут вызывать ГАИ. То есть количество вызовов тоже должно было бы возрасти в 2-3 раза. Однако этого не произошло. Дело в том, что, несмотря на закон, не все автовладельцы застраховали своих "железных коней". Из 300 тысяч автомобилей в Саратовской области застрахована только треть. Среди остальных часть — "подснежники" (автолюбители, выезжающие только летом). Но все равно можно уверенно сказать, что значительная часть автовладельцев в нашей области нарушает ОСАГО. Руководители страховых компаний винят в этом сотрудников ГИБДД, не штрафующих нарушителей.

Осложнили работу страховщиков и две предвыборные кампании. По мнению страховщиков, призывы некоторых политиков к отмене ОСАГО — не что иное, как предвыборная риторика и популизм.

Так или иначе, но, ворча, а иногда и поругивая друг друга, страховщики и автовладельцы вынуждены сотрудничать друг с другом. За второе полугодие 2003 года в Саратовской области было заявлено около 1000 страховых случаев. За январь количество страховых случаев превысило результат предыдущего полугодия. Большинство страховых компаний в 2004 году прогнозируют до 80 процентов собранных страховых взносов направить на урегулирование страховых событий. Пока страховщики не намерены предъявлять регрессные иски к виновникам ДТП. Хотя на конференции раздавались призывы предъявлять иски даже местным властям, ответственным за состояние дорог.

Отвечая на вопросы представителей СМИ, руководители страховых компаний рассказали о наиболее типичных поводах, приводящих к конфликтным ситуациям. Так, например, при наступлении страхового случая компания обращается к оценщику. Зачастую автовладельцу не хватает страховой суммы на замену разбитых частей машины или ремонт, будь-то ремонт глушителей, бамперов и т.п. Происходит это потому, что эксперт оценивает подлинный урон. То есть если смято крыло старого автомобиля, то оценка ущерба дается с учетом износа заменяемой детали. А машине на станции техобслуживания ставят новое крыло за соответствующую плату. В этом случае счет, выставляемый хозяину, превышает размер страховой суммы. Протестовать в подобных случаях бесполезно. Возмещение ущерба с учетом износа автомобиля предусмотрено законом. Возможно, автовладельца может утешить то обстоятельство, что вместо старого крыла он получает новое.

У журналистов были вопросы и к конкретным компаниям. Недоумение вызвала рекламная кампания РОСНО. Билборды, обещающие возмещение ущерба до миллиона рублей, висят в городе до сих пор, хотя, по словам представителя компании, акция по страхованию автомобилей повышенной мощности уже кончилась. Эта акция была направлена на добровольное страхование, а в рекламе говорится про обязательное. Представитель РОСНО отвел все упреки мощным аргументом: "Мало ли кто что в рекламе говорит". Надеемся, что остальные страховщики не разделяют эту позицию.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22082015001910&oldnumber=236