"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (236) от 19 февраля 2004 года

Кто поедет по Московской?

Дата размещения на сайте: 22.03.2015

Антон ВАСИЛЬЧУК

В транспортной сфере Саратова идет мучительное перераспределение потоков. Не столько транспортных, сколько финансовых. Ведь хозяевами многих выгодных маршрутов являются люди, близкие к самым высокопоставленным чиновникам. Именно поэтому так трудно решается, например, вопрос с разгрузкой улицы Московской.

В начале прошлого года губернатор поручил главному дорожно-транспортному спецу региона заняться разгрузкой центральной магистрали областного центра. Министр транспорта и дорожного хозяйства области Геворг Джлавян понимал, конечно, всю важность поручения, но предпочел не вмешиваться в проблемы местного самоуправления (МСУ) и предложил мэру Саратова самому заняться проблемой разгрузки Московской улицы.

Кто бы мог подумать, что это поручение выльется в долговременное противоборство между администрацией Саратова и транспортным министерством? Итак, мэр Саратова признал, что с Московской улицей не все в порядке, и решил удалить с нее ряд маршрутов. С апреля прошлого года ее минуют маршруты, которые обслуживаются исключительно "Газелями", и два автобусных — 12 и 33. По замыслу саратовского главы, с Московской также предполагалось убрать несколько автобусных маршрутов, связывающих Саратов и Энгельс. Оказалось, что сделать это не так просто.

В мае прошлого года администрация Саратова обращается к тогдашнему председателю комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики Петру Камшилову с просьбой навести порядок на главной магистрали Саратова. Если по-простому, то помочь вытурить с Московской маршруты 247, 284, 284-а, 284-б, и т.п. Собралась рабочая группа, на которой председатель комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу Саратова Сергей Голубь эмоционально рассказал о том, как заместитель министра транспорта Алексей Геймур со товарищи препятствовал гаишникам на Предмостовой площади. В начале апреля стражи порядка на дорогах в соответствии с решением мэра пытались перенаправить автобусы, следующие из Энгельса, на улицу Соколовую и далее на Кутякова.

Тем временем транспортное министерство оспорило "московскую" разгрузку в мэрском варианте. Оказалось, что в областном законе "О транспорте" нет нормы, согласно которой с местными администрациями надо бы согласовывать уже действующие междугородные автобусные маршруты.

Получается, что совершенно законным образом на базе маршрута № 284 появились 284-а, 284-б, 284-к и т.п. Это наводит на мысль, что органам государственной власти региона (сиречь минтрансу) очень выгодно заниматься "транспортным обслуживанием населения" по своему усмотрению. Нет, конечно, вновь появляющиеся маршруты по областному закону нужно согласовывать с местным самоуправлением. Но только зачем они, новые маршруты? Отвернуть уже действующий маршрут на две остановки пораньше — и вот вам, к примеру, 284-ж. А если сделать его немного покороче, то можно запустить 284-х. Автобусов на таких старых-новых маршрутах становится все больше. И все они, заметим, в Саратове двиæóтся по старой схеме — то есть по Московской.

И стало их так много, что уже и в Энгельсе это вызывает беспокойство. Наш правобережный сосед также густо опутан автобусными маршрутами, организованными минтрансом. В адрес комитета облдумы поступила информация, что, к примеру, на одном из маршрутов вместо заявленных 12 машин работают 20 автобусов.

Решили тогда профильные органы местного самоуправления двух городов-соседей объединиться и вместе найти возможность вытеснения агрессивных междугородных маршрутов в удобное для городов место. С декабря в областной думе депутаты пытаются внести изменения в действующий закон "О транспорте".

Не раз при индустриальном комитете собирались рабочие группы, на которых предлагаëîñü внести в закон норму, по которой "открытие, закрытие и изменение междугородных, пригородных маршрутов, выходящих за пределы одного муниципального образования, производятся перевозчиком по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления". Это предложение исходит от администрации Саратова, согласны с формулировкой и представители Энгельса.

Против такой поправки к закону возражал заместитель Джлавяна Геймур. Мол, не дело это, государственному органу исполнительной власти все и вся с местными администрациями согласовывать. На заседаниях в облдуме специалисты минтранса доказывали также, что только их ведомство занимается невыгодными маршрутами. Если же все со всеми согласовывать, то такие маршруты и вовсе исчезнут.

Однако депутат Ольга Алимова заметила по поводу "выгодных и невыгодных" маршрутов, что ее избиратели жалуются на то, что автобусы с маршрутов на Юриш и Заплатиновку (16 и 21) исчезли, è на маршрутах 22 и 36 этот вид транспорта тоже можно заметить крайне редко. Конечно, маршрут Заводской район — Заплатиновка, это вам не Энгельс—Саратов.

Депутат городской думы, он же генеральный директор МУПП "Саратовгорэлектротранс" Геннадий Кочетков, который тоже принимал участие в обсуждении областного законопроекта, вообще выразил недоумение, почему наши областные чиновники от транспорта так любят заниматься организацией перевозок. По его мнению, они должны выбивать из федерального бюджета средства на оплату проезда армии льготников и на новые троллейбусы и трамваи.

И вроде бы совсем был уж готов проект закона к принятию в редакции индустриального комитета. Понимая щекотливость момента, Леонид Писной предложил даже организовать по этому вопросу на заседании думы тайное голосование. Понятное дело, ведь речь идет о перераспределении маршрутов по выгодным направлениям, а это немалые финансовые потоки. Судя по позиции минтранса, можно предположить, что глава этого ведомства имеет тут свой интерес. Не каждый депутат решится открыто поднять руку за тот закон, который может несколько уменьшить поступления в известные глубокоуважаемые карманы. Хотя, вероятно, городскими транспортниками движет не одно желание разгрузить улицу Московскую от излишнего транспортного потока. И здесь материальная заинтересованность тоже, надо думать, имеется.

Так или иначе, но над законом о транспорте решили еще поработать. Теперь этим занимается комитет по экономике, который возглавляет Николай Чернобук. На своей последней пресс-конференции Николай Иванович сказал, что организация работ на действующих маршрутах будет четко прописана. Независимо от того, новый ли открывается маршрут или он уже действует, в любом случае их нужно "согласовывать с заинтересованными муниципальными образованиями, по территории которых проходит маршрут, и обязательно, ежегодно, проводить конкурс среди перевозчиков на этих маршрутах".

Председатель городского комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу Сергей Голубь предчувствует желанные изменения областного законодательства и заявляет в газете "Саратовская панорама" (№ 13 от 10 февраля): "Уже в феврале облдума примет поправку к закону о транспорте, которая наконец-то даст городу право самостоятельно определять движение на своей территории. Лишние энгельсские автобусы с улицы Московской мы уберем".

Исчезнут пробки или нет — увидим. Пока лишь ясно одно: в транспортной сфере идет мучительное перераспределение финансовых потоков. Почему-то в других городах России, после того как стало возможно пускать коммерческие рейсы от МУПов и ГУПов, эти ГУПы и МУПы стали выигрывать конкурсы на многих маршрутах. Например, в Ростове таких — две трети. У нас же три четверти предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров на территории области, являются частными.

По словам одного из водителей-предпринимателей, все чаще хозяевами транспортных маршрутов становятся люди, близкие к самым высокопоставленным лицам. А тех, чьи "руки пропахли рулем и бензином", то есть водителей-предпринимателей, у которых в собственности лишь один автобус (таких не более 10 процентов) остается все меньше. Зато все больше появляется автобусов, которыми, через подставных лиц, владеют власть имущие, причем не только в транспортной сфере. Кстати, с одного автобуса его владелец, частный предприниматель, платит единый налог на вмененный доход в размере 600 руб. в месяц. Водитель же ежедневно обязан сдать своему хозяину около 2000 рублей.

Как заявил директор Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг, углубление пропасти между богатыми и бедными ведет Россию в экономическое захолустье. Судя по тому, как развивается транспортная отрасль в нашей области, наш конкретный регион уже в нем, в этом захолустье. Да и качество транспортного сервиса далеко не уровня такси в Питере или Москве, скажем. И некогда нашим чиновникам думать о том, как сделать доходы от транспортной отрасли достоянием худосочного бюджета, пока все мысли заняты тем, чтобы подмять под себя как можно больше выгодных маршрутов.

Как рассказал автору этих строк водитель-предприниматель с одного популярного маршрута, на котором осенью проводился конкурс, от участия в котором почему-то отстранили предприятие, осуществлявшее перевозки более 30 лет, сейчас на том же маршруте вновь намечается конкурс. Если хозяин маршрута сменится, то тем частным предпринимателям, кто на нем работает, для того чтобы остаться работать и дальше, придется давать взятку новому хозяину в размере 2 тыс. долларов. А чтобы вклиниться с автобусом на уже действующий маршрут, нужно готовить целых 4 тыс. баксов. Наверное, он это все придумал…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22032015130732&oldnumber=236