"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 6 (236) от 19 февраля 2004 года

Трибуна Обывателя

Трамвай "Желание"

Дата размещения на сайте: 02.02.2014

Виктор СТЕПАНЫЧЕВ

Сосед мой Сергеич позвонил нынче и пригласил к себе в гости. Одному скучно стало, вот и позвал меня чайком побаловаться с сушками и вишневым вареньем, а заодно внутреннюю и внешнюю политику обсудить. Да и фильм какой-нибудь посмотреть. К тому же, у Сергеича теперь имеется домашний кинотеатр установка которого была только вчера завершена специалистами.

Попили мы чаю, кого надо обсудили, а кого — и осудили. И вдруг Сергеич задумчиво так говорит, что, мол, хочется ему жить в городе Париже на Елисейских полях, а не в Саратове в Заводском районе. И чтобы вместо квартиры в старой пятиэтажке был у него дом-замок, а в гараже стоял "Порше" ручной сборки и шестисотый "Мерседес" с золочеными дисками. А случиться это должно не позже чем завтра к шести вечера. И бормочет несвязное, типа: "по щучьему веленью, по моему хотенью, встань передо мной..." и так далее. Потрогал я соседу лоб — вроде холодный, и речь, опять же, связная, однако в глазах блеск горячечный. Не иначе как чаю опился. А Сергеич дальше расходится и требует в дополнение к замку и "Порше" океанский лайнер и космический челнок "Челленджер". В общем, набрал я в рот холодной воды и прыснул ему в лицо, чтобы в себя соседушка пришел.

А вот на наших областных властителей водичкой прыскать некому. Потому и не очнутся они никак от грез горячечных, и желания свои с реальностью совместить не могут или просто не хотят. Так, недавно протрубил губернатор Аяцков очередную новацию о переносе аэропорта с Соколовой горы на энгельсскую военную авиабазу. И доводы для этого переноса нашлись вроде бы разумные: что едва ли не в центре города он расположен, к тому же в Энгельсе метеоусловия лучше, так как военный аэродром на 140 метров ниже над уровнем моря. И будто уже премьер-министр Касьянов и начальник генштаба Квашнин дали добро на эту передислокацию, а какая-то московская контора готовит проект на сооружение аэропорта-мечты "Энгельс-2". Вот только как совместить желания с возможностями, губернатор Аяцков не подумал и не подсказал, да это ему, как всегда, и не требуется. Ну хочется человеку перенести аэропорт! Как тому купчику в трактире: "Жалаем жульенов с марципанами и коняку шустовского! Вынь да положь!" А в том трактире помимо кислых щей да самогона только тараканы по стенкам...

Подобный переезд аэропорта со всей инфрастðóêòóрой и коммуникациями по примерным расчетам потребует не менее 300 миллионов долларов. Цифра впечатляющая, по объему сопоставимая более чем с половиной бюджета Саратовской области. Естественно, у обывателя-налогоплательщика возникает вопрос: а стоит ли овчинка выделки? В 2003 году компания "Саравиа" перевезла 171500 пассажиров. После нехитрой арифметики, учитывая, что летают самолетами, как правило, одни и те же состоятельные граждане, причем в обе стороны и не единожды в году, в ответе задачки высветился интересный результат. Оказывается, услугами Саратовского аэропорта пользуется максимум полтора процента жителей губернии. И для чего же тогда, а вернее -— для кого, затевается весь этот сыр-бор с переездом?

И именно словосочетание "для кого" наводит на странные мысли. Один из аргументов, что аэропорт находится едва не в центре города, может послужить предположением, что кому-то очень приглянулась его земля. Никого не надо отселять, коммуникации под рукой, экология в норме и до того же центра пять минут езды. Заманчиво, если не сказать больше. А где новостройки, там и сопутствующие им торговые комплексы, и организация отдыха и развлечений. Похоже, недаром ходят слухи, что ДК "Рубин", еще недавно находившийся в госсобственности и располагающийся совсем рядом с аэропортом, уже прибрали к рукам некие предприимчивые люди, и даже называется конкретная фамилия. Уж не близкий ли родственник этот гражданин нашему главному инициатору переноса аэропорта, губернатору Аяцкову? А настойчивые разговоры о передаче государственного 51-процентного пакета "Саравиа"областному правительству, чтобы оно инвестировало средства в развитие предприятия? Бред какой-то, не правда ли? Отмывать деньги -— еще куда ни шло, а инвестировать... По всей видимости, за громкими словами стоит задача любыми правдами и неправдами вытолкнуть аэропорт в Энгельс, а его территорию поделить между заинтересованными лицами.

Но если в "аэропортовском" деле просматривается хоть какая-то логика, то инициатива Аяцкова убрать из Саратова трамваи ставит городского обывателя в тупик. За что же он их так возненавидел? Может, эти гремящие чудовища когда-то напугали маленького Диму, когда его родители из деревни первый раз в город привезли на каруселях покатать да ботинки к школе справить? Или же какой трамвай с рельсов не отпрыгнул резво в сторону и кепку не скинул при встрече с автомобилем его губернаторского превосходительства? Исчезновение с улиц Саратова трамвая пятнадцатого маршрута не принесло ожидаемой транспортной разгрузки. Редкие троллейбусы не решили проблему пассажироперевозок. На смену экологичным и дешевым трамваям улицы Чернышевского и Чапаева заполнили чадящие, давно отслужившие свой срок автобусы сåконд-хýнд из Европы и десятки, если не сотни, маршруток-"Газелей". И это уже не исправишь. Но вот если уберут трамваи 3-го,

9-го, 10-го маршрутов, кстати, практически везде идущие рядом с основными трассами, мешая транспортному потоку, обыватели Ленинского, Заводского и части Октябрьского района окажутся в состоянии цейтнота. Перегруженные уже сегодня улицы 50 лет Октября, Большая Садовая и многие другие не выдержат дополнительного наплыва троллейбусов, автобусов и маршрутных такси и явят в часы пик огромные толпы людей на остановках.

Так, может, все-таки кто найдется, чтобы прыснуть холодной водой в лицо нашему инициатору глобальных идей. А то ненароком приключится с ним то же, что и с главной героиней великой пьесы Теннесси Уильямса, чье название вынесено в заголовок. Не выдержал ее рассудок... А вот Сергеич от моего прысканья в себя пришел и от Парижа и "Порше" напрочь отказался.


Подлёдные страсти

Дата размещения на сайте: 26.10.2014

Елена НАЛИМОВА

Кроме гриппа и простуды есть в холодное время года еще одна, довольно распространенная болезнь — зимняя рыбалка. Но если первую можно избежать: укреплять иммунитет, одеваться по погоде и не застужать ноги, о чём ваш покорный слуга, кстати, позаботился ещё в прошлом году, заказав домой теплый пол деви в Нижнем Новгороде, то со второй хворью дело обстоит гораздо тяжелее. Встречается она в основном у мужчин, но, говорят, случается и у женщин. Именно так — разновидностью болезни — называет подледный лов рыбы Александр Васильевич Сазонов, заядлый рыбак с 30-летним стажем. "А как же это еще назовешь? — комментирует он. — Встать нужно затемно, часов в 5 утра, и со всем снаряжением в путь, кто пешком, кто на электричке. На месте опять же не расслабишься, нужно сверлить лунки и желательно не одну. Рыба сейчас уже не та, редко когда удается наловить много, обычно 5—6 штучек средней величины. Ну что, станет нормальный человек свой выходной день ради такого улова тратить? Ту же рыбу без всяких проблем на базаре за пару целковых можно купить. Для настоящего рыбака зимняя рыбалка — это целый ритуал, романтика". Сейчас Александр Васильевич на пенсии и может предаваться своей страсти хоть каждый день, что и делает — его часто можно увидеть на набережной среди других "больных" зимней рыбалкой.

Многие рыбаки, с которыми мне довелось побеседовать, подтвердили мнение Александра Васильевича: главное в зимнем лове рыбы не сам улов, а общение с природой, возможность на время вырваться из каменных джунглей. Волжская природа зимой не менее красива, чем летом. Кто-то предпочитает, не отходя далеко от цивилизации, рыбачить в двухстах метрах от набережной, кто-то ездит на заволжские озера, у кого-то "свои" места в заливах и протоках в Расловке, Красном Яре или Подстепном. Некоторые поклонники зимнего лова "заходят" еще дальше — заранее, летом — роют на островах специальные землянки на 5—10 человек, с нарами для ночевок и печкой-буржуйкой. В такой землянке можно провести несколько дней, не возвращаясь в город, соответственно и улов более значительный.

О том, что и как можно поймать зимой в Волгоградском водохранилище, рассказал специалист, мастер спорта по спортивной рыбалке, сотрудник магазина "Островок" Александр Неустроев. У каждого рыбака своя специфика. Например, на озерах и в притоках Волги, в камышах ловят щуку "на жерлицу", т. е на малька. Тех, кто идет за окунем и судаком, легко отличить по внешнему виду — более легкой экипировке, в которой легче двигаться, сверлить лунки (до 100 в день). Судака и окуня ловят на Волге в районе набережной, прямо напротив бывшего кинотеатра "Экран". Сейчас "идет" мелкий судак — 400—600 граммîâ, хотя попадаются экземпляры до 4 кг. Там же можно поймать и чисто зимнюю рыбу — налима. Сейчас как раз закончился нерест, у налима начался жор, он легко идет на живца. Тулуп и валенки выдают в рыбаке заядлого "лещатника" — специалиста по плотве и лещам. Такая рыбалка требует большого терпения и усидчивости, сейчас "лещатников" становится все меньше. Особенного влияния прогресса в зимней рыбалке нет, способы лова остались прежними — на мормышку, на блесну и балансир. Единственное подспорье — появившиеся в продаже аттрактанты — специальные вещества, возбуждающие у рыбы аппетит и понуждающие ее к поиску корма.

Зимняя рыбалка — хлопотное и довольно дорогое увлечение. По самым средним подсчетам полная экипировка и снасти "тянут" на сумму в 10 тыс. рублей. Еще дороже рыбалка может обойтись, если не оформить в областном обществе рыболовов и охотников специальную "путевку" на лов рыбы в Волгоградском водохранилище. Правда, в зимнее время рыбинспектора встретишь не часто, но, если попадешься, придется оплатить и штраф, и каждую голову пойманной рыбы. Но рыбаки-умельцы, которых в народе почему-то называют "местными", с легкостью обходят все препятствия. Вместо дорогой экипировки — тулуп, валенки, ватные брюки. Снасти заменяют палка с двумя гвоздями и намотанной на них леской, самодельная блесна из ручки от чайной ложки и ведро, оно же стульчик. "Самое удивительное, — говорит Александр Неустроев, — что такие рыбаки, как правило, более удачливы, чем экипированные последними рыболовными новинками".


День всех влюблённых по-армянски

Дата размещения на сайте: 15.11.2014

Елена НАЛИМОВА

Пока остальные только готовились ко дню всех влюбленных - покупали подарки, вырезали валентинки, а кто-то даже уже подбирал свадебное агентство и подавал заявление в ЗАГС - армянская община Саратова его уже отпраздновала, с опережением ровно на день — 13 февраля. Правда, национальный армянский праздник терендез напоминает европейский только одним: главные его участники — влюбленные и молодожены. В остальном он скорее похож на русскую масленицу. Истоки этого весеннего праздника в древнем ритуале язычников-огнепоклонников. Первоначально он назывался дерендез, что в переводе с армянского означает "сноп сена перед вашим домом". То есть пожелание благополучия дому, плодородия земле. После принятия христианства название претерпело изменение, праздник стал называться терендез, от слова “тере” — хозяин, творец. С тех пор его главные участники — юноши и девушки, собирающиеся пожениться в наступившем году, или молодожены. Главный символ действа — костер, через который прыгают молодые пары. Главное — не расцепить рук, тогда союз будет крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. Считается, что после этого обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни. Следом за молодежью через пламя должны прыгнуть взрослые и бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем танце "кочари" вокруг плодоносного огня. Пепел сгоревшего праздничного костра рассыпают по полям, чтобы уродился хороший урожай.

Древние традиции в современном контексте можно было увидеть в прошедшую пятницу у бывшего кинотеатра "Экран" на набережной. Организаторам, армянской общине "Крунк", не пришлось долго уговаривать главных участников праздника: в назначенный час в клубе собралось более трехсот молодых членов общины. Как и полагается, на улице был разожжен костер, девушки и парни прыгали через огонь, обильно посыпаемые зернами конопли, привезенной специально по такому случаю из Армении. Благословили молодых на веселье председатель комиссии по межнациональным отношениям Борис Шинчук, председатель общины Ашот Навасардян и другие уважаемые люди. Перед гостями выступил ансамбль национального танца "Крунк". Продолжился праздник на современный лад — ужином и дискотекой. Кроме традиционного угощения на столах были блюда армянской кухни "ариса" — яровая пшеница с курицей и "гата" — сладкая печеная лепешка, символ огня.


Кто поедет по Московской?

Дата размещения на сайте: 22.03.2015

Антон ВАСИЛЬЧУК

В транспортной сфере Саратова идет мучительное перераспределение потоков. Не столько транспортных, сколько финансовых. Ведь хозяевами многих выгодных маршрутов являются люди, близкие к самым высокопоставленным чиновникам. Именно поэтому так трудно решается, например, вопрос с разгрузкой улицы Московской.

В начале прошлого года губернатор поручил главному дорожно-транспортному спецу региона заняться разгрузкой центральной магистрали областного центра. Министр транспорта и дорожного хозяйства области Геворг Джлавян понимал, конечно, всю важность поручения, но предпочел не вмешиваться в проблемы местного самоуправления (МСУ) и предложил мэру Саратова самому заняться проблемой разгрузки Московской улицы.

Кто бы мог подумать, что это поручение выльется в долговременное противоборство между администрацией Саратова и транспортным министерством? Итак, мэр Саратова признал, что с Московской улицей не все в порядке, и решил удалить с нее ряд маршрутов. С апреля прошлого года ее минуют маршруты, которые обслуживаются исключительно "Газелями", и два автобусных — 12 и 33. По замыслу саратовского главы, с Московской также предполагалось убрать несколько автобусных маршрутов, связывающих Саратов и Энгельс. Оказалось, что сделать это не так просто.

В мае прошлого года администрация Саратова обращается к тогдашнему председателю комитета по вопросам индустриальной, строительной и коммунальной политики Петру Камшилову с просьбой навести порядок на главной магистрали Саратова. Если по-простому, то помочь вытурить с Московской маршруты 247, 284, 284-а, 284-б, и т.п. Собралась рабочая группа, на которой председатель комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу Саратова Сергей Голубь эмоционально рассказал о том, как заместитель министра транспорта Алексей Геймур со товарищи препятствовал гаишникам на Предмостовой площади. В начале апреля стражи порядка на дорогах в соответствии с решением мэра пытались перенаправить автобусы, следующие из Энгельса, на улицу Соколовую и далее на Кутякова.

Тем временем транспортное министерство оспорило "московскую" разгрузку в мэрском варианте. Оказалось, что в областном законе "О транспорте" нет нормы, согласно которой с местными администрациями надо бы согласовывать уже действующие междугородные автобусные маршруты.

Получается, что совершенно законным образом на базе маршрута № 284 появились 284-а, 284-б, 284-к и т.п. Это наводит на мысль, что органам государственной власти региона (сиречь минтрансу) очень выгодно заниматься "транспортным обслуживанием населения" по своему усмотрению. Нет, конечно, вновь появляющиеся маршруты по областному закону нужно согласовывать с местным самоуправлением. Но только зачем они, новые маршруты? Отвернуть уже действующий маршрут на две остановки пораньше — и вот вам, к примеру, 284-ж. А если сделать его немного покороче, то можно запустить 284-х. Автобусов на таких старых-новых маршрутах становится все больше. И все они, заметим, в Саратове двиæóтся по старой схеме — то есть по Московской.

И стало их так много, что уже и в Энгельсе это вызывает беспокойство. Наш правобережный сосед также густо опутан автобусными маршрутами, организованными минтрансом. В адрес комитета облдумы поступила информация, что, к примеру, на одном из маршрутов вместо заявленных 12 машин работают 20 автобусов.

Решили тогда профильные органы местного самоуправления двух городов-соседей объединиться и вместе найти возможность вытеснения агрессивных междугородных маршрутов в удобное для городов место. С декабря в областной думе депутаты пытаются внести изменения в действующий закон "О транспорте".

Не раз при индустриальном комитете собирались рабочие группы, на которых предлагаëîñü внести в закон норму, по которой "открытие, закрытие и изменение междугородных, пригородных маршрутов, выходящих за пределы одного муниципального образования, производятся перевозчиком по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления". Это предложение исходит от администрации Саратова, согласны с формулировкой и представители Энгельса.

Против такой поправки к закону возражал заместитель Джлавяна Геймур. Мол, не дело это, государственному органу исполнительной власти все и вся с местными администрациями согласовывать. На заседаниях в облдуме специалисты минтранса доказывали также, что только их ведомство занимается невыгодными маршрутами. Если же все со всеми согласовывать, то такие маршруты и вовсе исчезнут.

Однако депутат Ольга Алимова заметила по поводу "выгодных и невыгодных" маршрутов, что ее избиратели жалуются на то, что автобусы с маршрутов на Юриш и Заплатиновку (16 и 21) исчезли, è на маршрутах 22 и 36 этот вид транспорта тоже можно заметить крайне редко. Конечно, маршрут Заводской район — Заплатиновка, это вам не Энгельс—Саратов.

Депутат городской думы, он же генеральный директор МУПП "Саратовгорэлектротранс" Геннадий Кочетков, который тоже принимал участие в обсуждении областного законопроекта, вообще выразил недоумение, почему наши областные чиновники от транспорта так любят заниматься организацией перевозок. По его мнению, они должны выбивать из федерального бюджета средства на оплату проезда армии льготников и на новые троллейбусы и трамваи.

И вроде бы совсем был уж готов проект закона к принятию в редакции индустриального комитета. Понимая щекотливость момента, Леонид Писной предложил даже организовать по этому вопросу на заседании думы тайное голосование. Понятное дело, ведь речь идет о перераспределении маршрутов по выгодным направлениям, а это немалые финансовые потоки. Судя по позиции минтранса, можно предположить, что глава этого ведомства имеет тут свой интерес. Не каждый депутат решится открыто поднять руку за тот закон, который может несколько уменьшить поступления в известные глубокоуважаемые карманы. Хотя, вероятно, городскими транспортниками движет не одно желание разгрузить улицу Московскую от излишнего транспортного потока. И здесь материальная заинтересованность тоже, надо думать, имеется.

Так или иначе, но над законом о транспорте решили еще поработать. Теперь этим занимается комитет по экономике, который возглавляет Николай Чернобук. На своей последней пресс-конференции Николай Иванович сказал, что организация работ на действующих маршрутах будет четко прописана. Независимо от того, новый ли открывается маршрут или он уже действует, в любом случае их нужно "согласовывать с заинтересованными муниципальными образованиями, по территории которых проходит маршрут, и обязательно, ежегодно, проводить конкурс среди перевозчиков на этих маршрутах".

Председатель городского комитета по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу Сергей Голубь предчувствует желанные изменения областного законодательства и заявляет в газете "Саратовская панорама" (№ 13 от 10 февраля): "Уже в феврале облдума примет поправку к закону о транспорте, которая наконец-то даст городу право самостоятельно определять движение на своей территории. Лишние энгельсские автобусы с улицы Московской мы уберем".

Исчезнут пробки или нет — увидим. Пока лишь ясно одно: в транспортной сфере идет мучительное перераспределение финансовых потоков. Почему-то в других городах России, после того как стало возможно пускать коммерческие рейсы от МУПов и ГУПов, эти ГУПы и МУПы стали выигрывать конкурсы на многих маршрутах. Например, в Ростове таких — две трети. У нас же три четверти предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров на территории области, являются частными.

По словам одного из водителей-предпринимателей, все чаще хозяевами транспортных маршрутов становятся люди, близкие к самым высокопоставленным лицам. А тех, чьи "руки пропахли рулем и бензином", то есть водителей-предпринимателей, у которых в собственности лишь один автобус (таких не более 10 процентов) остается все меньше. Зато все больше появляется автобусов, которыми, через подставных лиц, владеют власть имущие, причем не только в транспортной сфере. Кстати, с одного автобуса его владелец, частный предприниматель, платит единый налог на вмененный доход в размере 600 руб. в месяц. Водитель же ежедневно обязан сдать своему хозяину около 2000 рублей.

Как заявил директор Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг, углубление пропасти между богатыми и бедными ведет Россию в экономическое захолустье. Судя по тому, как развивается транспортная отрасль в нашей области, наш конкретный регион уже в нем, в этом захолустье. Да и качество транспортного сервиса далеко не уровня такси в Питере или Москве, скажем. И некогда нашим чиновникам думать о том, как сделать доходы от транспортной отрасли достоянием худосочного бюджета, пока все мысли заняты тем, чтобы подмять под себя как можно больше выгодных маршрутов.

Как рассказал автору этих строк водитель-предприниматель с одного популярного маршрута, на котором осенью проводился конкурс, от участия в котором почему-то отстранили предприятие, осуществлявшее перевозки более 30 лет, сейчас на том же маршруте вновь намечается конкурс. Если хозяин маршрута сменится, то тем частным предпринимателям, кто на нем работает, для того чтобы остаться работать и дальше, придется давать взятку новому хозяину в размере 2 тыс. долларов. А чтобы вклиниться с автобусом на уже действующий маршрут, нужно готовить целых 4 тыс. баксов. Наверное, он это все придумал…


Благодарность из Армении

Дата размещения на сайте: 17.05.2015

Елена НАЛИМОВА

На прошлой неделе Саратов посетил губернатор области Гегаркуник Республики Армения Степан Барсегян. Первоначально визит носил частный характер и, возможно, поэтому не привлек к себе большого внимания общественности. Барсегян приехал с особой миссией — вручить саратовским бизнесменам Ваграму Бареганяну и Арарату Киракосяну благодарственные письма.

Заслуги этих бизнесменов в том, что заработанные средства они направляли на восстановление Армении. Конкретные суммы не называются, известно лишь, что речь идет о десятках тысяч долларов. На деньги земляков из Саратова восстанавливаются дороги, объекты социального строительства. Деяния армянских бизнесменов — их собственная инициатива (средства они отправляли на свою малую родину — в область, где родились и выросли), но вписываются в программу помощи образовательным учреждениям Армении и Нагорного Карабаха разработанную Союзом армян России в 2000 году. В области Гегаркуник, откуда родом Бареганян, была отремонтирована школа. Можно себе представить, какие средства были затрачены на ремонт, который требует всегда закупки большого количества материалов: метизы купить, краску, стройматериалы и т.п. Также отличникам школы будет выплачиваться стипендия. Киракосян помог построить школу в районе Неркингеташен. Благотворительность бизнесменов распространяется и на Саратов: на собранные общиной средства был построен "армянский дом" в национальной деревне на Соколовой горе, постоянно перечисляются средства в детские дома области.

"Среди нас много деловых людей — говорит заместитель председателя армянской общины "Крунк" Амбарцун Амбарян. — Коммерция у нас в крови, и радует, что деньги идут не на ветер, а на благотворительные цели, это поднимает нас в собственных глазах и в глазах саратовцев, побуждает на новые благие деяния". Миссию губернатора Барсегяна считают в армянской общине первой ласточкой: "Наконец в Армении поняли: без диаспоры республика не поднимется".

Желая придать визиту официальный характер, армянская община организовала конференцию в гостинице "Словакия", на которой присутствовало более 100 человек — официальные лица, руководители предприятий Саратовской области — этнические армяне. Правительство области представлял Борис Шинчук. Дмитрий Аяцков встретился с коллегой из Армении, подчеркнув тем самым значимость события для области в целом.


Крейсер на крыше

Дата размещения на сайте: 22.05.2015

Сергей ЛЮБИМОВ

Документы, переданные в нашу редакцию, обещали громкую сенсацию. "Саратовэнерго" умудряется брать плату за одну и ту же услугу дважды! Присваивает компенсацию, выделяемую мэрией несчастным жильцам ЖСК!

В начале февраля в прокуратуру Волжского района поступило заявление от сотрудника "Ассоциации самоуправляемых территорий" при администрации Саратова Александра Глазунова по поводу неправомерного взимания структурным подразделением ОАО "Саратовэнерго" "Энергосбыт" с ТСЖ и ЖСК оплаты за потребленную тепловую энергию.

В соответствии с действующим законодательством все граждане, проживающие в домах любой формы собственности, должны оплачивать потребленную тепловую энергию в размере 90 процентов. По мнению Глазунова, ТСЖ и ЖСК, являясь юридическими лицами, должны оплачивать тепловую энергию в размере 100 процентов, из которых 90 процентов оплачивают жильцы, а остальное компенсируется из местного бюджета. На деле жильцы ТСЖ и ЖСК оплачивают услугу "Саратовэнерго" полностью. Зато, по мнению заявителя, на компенсацию претендует "Саратовэнерго". То есть, получив 100-процентную оплату с жильцов, энергетики хотят получить еще 10 процентов из бюджета. В подтверждение своих тезисов Глазунов пишет, что "в комитете ЖКХ администрации Саратова нам сообщили, что у бюджета нет задолженности перед ТСЖ и ЖСК по возмещению разницы в тарифах". И тут же приводит справку, подписанную председателем комитета по ЖКХ при городской администрации Куликовым. В справке указано, что задолженность бюджета перед "Энергосбытом" составляла в конце минувшего года более 29 миллионов рублей! (Заявитель, видимо, не замечает, что одно его утверждение противоречит другому.) Фактически Глазунов обвиняет "Саратовэнерго" в грандиозной афере, позволяющей получать 110 процентов стоимости своих услуг, пользуясь прорехами в законодательстве и доверчивостью городской администрации.

Некоторое сомнение вызвал лишь тот факт, что с подобным сенсационным разоблачением выступил не мэр, а рядовой чиновник администрации.

За разъяснениями мы обратились к руководителю "Энергосбыта" Василию Найденову. Василий Владимирович пояснил, что с ТСЖ у "Энергосбыта" договорных отношений нет и при снабжении теплом и взимании платы энергетики не видят различий между ТСЖ и муниципальными домами. А вот с ЖСК "Энергосбыт" действительно взимает, как и с прочих клиентов, 100 процентов оплаты по тарифам, определенным РЭК Саратовской области. Но вот то, что "Энергосбыт" претендует на какие-то дополнительные платежи из городского бюджета, Найденов опроверг. Взимание 110 процентов за свои услуги невозможно и с точки зрения бухгалтерского учета. Трехмесячная проверка налоговой инспекции, окончившаяся осенью прошлого года, нарушений в "Саратовэнерго" не выявила. Единственный счет, регулярно выставляемый городской администрации, — это счет за оплату отопления самого административного здания. Этот счет исправно оплачивается. В прошлом году после задержки оплаты энергетики отключили в мэрии тепло. После этого оплата была немедленно произведена. Компенсации ЖСК из городского бюджета, по сведениям Найденова, тоже производятся. Так как отношения бюджета с ЖСК напрямую "Саратовсбыта" не касаются, то о наличии или отсутствии задолженности здесь не осведомлены. О поступающей компенсации Найденов судит по косвенным признакам. Время от времени от ЖСК поступают крупные суммы, явно полученные из бюджета. Обычно от кооперативов идут более мелкие поступления, сформированные из платежей жильцов. Некоторые ЖСК на самом деле не получают из бюджета никакой компенсации за тепло из-за того, что не оформляют надлежащим образом заявки. Но это уже проблемы самих кооперативов. Задолженность ЖСК перед энергетиками — 124 млн. рублей, а ДЕЗы и МУПы задолжали 1 млрд. 10 млн. рублей. Полностью вернуть долги "Саратовэнерго", по-видимому, не удастся, так как МУПы подвергнуты процедуре банкротства. Однако ТСЖ, предлагаемые городской администрацией в качестве субъектов договорных отношений, энергетики всерьез не воспринимают. Ведь от потребителя теплоэнергии кроме своевременной оплаты требуется еще и ответственность за трубы, по которым поступает вода. ТСЖ готовы объявить себя собственниками тепломагистралей либо разделить собственность между жильцами, но кто будет ремонтировать конкретный участок аварийной трубы, остается неясным. Так, не родившись, была похоронена еще одна сенсация о мошенниках, окопавшихся в "Саратовэнерго". На мой взгляд, руководство "Саратовэнерго" поступает негуманно не только по отношению к журналистам, но и к городской администрации. Не успели СМИ посмаковать скандал с векселями, как из "Саратовэнерго" последовало опровержение. Да и тему возмещения 110 процентов оплаты теплоэнергии развить толком не дали. А ведь как было бы заманчиво обвинить во всех бедах "Саратовэнерго" и снизить социальное напряжение, переключив раздражение горожан на энергетиков: из-за них, мол, и грязь, и гололед, да такой, с которым только самый качественный противогололедный реагент справится, и пробки в тех местах, которые в Саратове называют дорогами!

Но одну сенсацию в "Саратовэнерго" мне все же удалось узнать. По словам Найденова, "Саратовэнерго" продолжает обеспечивать теплом все здания правительственного комплекса на Московской и регулярно получает за это плату. Таким образом, становится неясным назначение странного сооружения на крыше правительственного здания. Существует расхожее мнение, что это автономная газовая котельная. Я лично в эту версию никогда не верил. Вопреки распространенному мнению, автономная котельная не становится панацеей от капризов климата и энергетиков. Ее содержание обойдется дороже, чем оплата услуг "Саратовэнерго". Да и не мог губернатор решиться на такой шаг при комплексе проблем, существующих в области. Ведь он должен в первую очередь заботиться о жителях губернии, а не о собственных чиновниках. Тем не менее три трубы, венчающие сооружение на крыше правительства, исправно дымят. Если бы это работала котельная, то в совокупности с традиционным отоплением она привела бы атмосферу внутри здания в состояние, схожее с парилкой. Этого в правительстве не происходит, и перегрев наблюдается только в отдельных головах. Отсюда вывод: сооружение не котельная, а нечто иное. Ходят слухи, что на крыше правительства установлен действующий макет крейсера "Аврора", как символ революционных преобразований, происходящих в нашей губернии. Крейсер до поры до времени замаскирован тонированными стеклами, но его орудия уже наведены на здание мэрии.

Стоимость котельной установлена судом

Как сообщает сайт телерадиокомпании "Саратов", ею был выигран суд по иску управления делами правительства области. Иск управделами был подан после показа по ТВ сюжета, в котором речь шла об автономной газовой котельной, установленной на крыше административного здания правительства области. Претензии чиновников вызвала прозвучавшая в эфире информация о стоимости этого агрегата — 1 млн. долларов. Управление делами просило суд взыскать с ГТРК "Саратов" в качестве компенсации 5 млн. рублей, возместить расходы по оплате госпошлины и опубликовать опровержение прозвучавшей информации. Суд посчитал, что деловая репутация управления делами областного правительства не пострадала, хотя информация и была признана не соответствующей действительности. В зале суда была представлена проектно-сметная документация на установку котельной на крыше здания правительства. Общая ее стоимость равна 7 млн. 838 тыс. 155 рублям. Суд вынес ГТРК "Саратов" лишь частное определение о соблюдении закона о средствах массовой информации. В защиту коллег можно добавить, что все наши попытки получить какую-либо информацию в управлении делами областного правительства всегда заканчивались неудачей.


Автомобили для сирот - не роскошь

Дата размещения на сайте: 19.06.2015

Соб. инф.

Депутаты областной думы на заседании комитета по социальной политике очень мягко отнеслись к нарушениям, вскрытым Счетной палатой области при проверках областных целевых программ. Как уже сообщалось, было выявлено нецелевое расходование средств на сумму 3,1 миллиона руб., или 19 процентов от всех выделенных средств. Между прочим, за это теперь предусмотрена уголовная ответственность. В частности, на деньги программ "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Дети-сироты" было куплено 7 легковых автомобилей, два из которых были закреплены за руководящими работниками минтруда. И хотя, как только это стали известны широкой общественности, машины передали в подведомственные центры социального обслуживания населения, сам факт такой покупки продолжает обсуждаться.

Как напоминала на комитете депутат Людмила Савочкина, покупка машин по упомянутым программам вообще не предусматривалась. Она настаивала, что если министерству образования, тоже участвующему в этой программе, не хватает денег на нормальное питание сирот, то другое министерство не должно покупать такие дорогие вещи, как автомобили. Конечно, современные качественные автомобили, их запчасти и комплектующие - шланги, прокладки, шины Michelin, диски Гольф - имеют относительно высокую цену. Председатель комитета Алексей Полещиков предложил рассмотреть вопрос: а нужны ли эти автомобили центрам социальной помощи, может быть, лучше их снова продать, а деньги пустить на программные цели? Но коллеги (за исключением Савочкиной) его не поддержали, заявив, что машины нужны всем и всегда.

Так же спокойно депутаты согласились с недофинансированием, непропорциональным финансированием и финансированием мероприятий, не предусмотренных программами. Депутаты согласились с чиновниками, что не всегда в программе можно предусмотреть все нужды, и только пожурили чиновников, что сначала нужно вносить изменения в программу, а потом расходовать деньги. Правда, встал вопрос: а нужно ли принимать такие программы, которые ничего не определяют? Над этим депутаты решили подумать позже.


Наш ответ Голливуду

Дата размещения на сайте: 06.07.2015

Анастасия ГУЛИНА

Восстановить силы могут помочь разные средства: хороший сон, расслабляющий массаж. Пополнить запасы энергии и избавить от депрессии способны и антиоксиданты: клюква, красный виноград, чай с имбирем, антиоксидант Coral Club Н-500. А иногда, говорят, бывает достаточно посмотреть один хороший фильм.

Казалось, после демонстрации в кинотеатрах третьей части "Властелина колец" страсти вокруг произведения Толкиена наконец-то улягутся. Но не тут-то было: после озвучания фильма Гоблином появились люди, которые хотят сделать полный ремейк голливудской версии фильма. Информацию об этих товарищах можно найти на сайте www.ua-lotr.itgo.com. Проект носит гордое, но не слишком понятное название "Володар Каблучок".

Данный шедевр задуман и воплощается, как говорится на сайте, талантливым и молодым режиссером с Украины Самуилом Михалковым-Чуковским. Понятно, что это псевдоним, под которым, как утверждают авторы сайта, скрывается весьма известный кинематографист, который очень обижается, когда его детище называют "ремейком".

Оказывается, автора задуманного проекта оскорбляет, что "пошлая псевдотворческая американская недокультурная братва берется за экранизацию великой, не побоимся этого слова и скажем без преувеличения, литературы". Зато себя неизвестный режиссер, скрывающийся под псевдонимом, называет продолжателем традиций кинематографа Эйзенштейна, Довженко, Тарковского, Бондарчука. И не хочет иметь ничего общего с господами из кланов Шахназарова, Жарикова и Гусмана, которые из задуманного проекта могут создать только очередной "Бандитский Петербург".

Широко мыслящий неизвестный молодой режиссер уже успел подумать о бюджете, который, по его мнению, должен быть больше, чем у голливудского аналога (иначе как обойти псевдокультуру?). Причем на сайте сообщается, что часть бюджета уже найдена на Украине. Обещали помочь и российские бизнесмены.

Пока открытым остается вопрос о музыке к новому кинофильму. Но основные требования уже сформулированы: никакой электроники, никаких однодневно модных артистов, живой хор, живые инструменты, и эклектика только в пределах григорианских песнопений и готики.

Места съемок тоже не вызвали у авторов проекта затруднений: реликтовые леса Фангорна будут сниматься в лесах под Киевом в бассейне Тетерева. Там же, в карьерах, будут построены кузницы Сарумана. Мордор будет сниматься на плато Кара-Даг и на свалке под Шосткой, где по странному стечению обстоятельств издавна производилась советская кинопленка. Пещеры Мории будут частично сняты в Киево-Печерской Лавре), частично — в пещерных городах под Инкерманом. Серебристой Гаванью в третьей части, скорее всего, станет бухта Ласпи. Также творческой группе предстоит посетить Карпаты и леса под Ковелем. Планируется использовать для съемок первый павильон киностудии им. Александра Довженко. Как-никак самый большой в Европе.

Но наиболее интересным разделом сайта, вне сомнений, является кастинг. Здесь с помощью нехитрого монтажа звезды отечественного кино предстают в обличии героев Толкиена. Так, Михаил Ульянов стал Гэндальфом, Александр Абдулов и Михаил Боярский сражаются за роль Арагорна, а на роль Фродо претендует Александр Калягин.

Так что, если произойдет чудо и фильм все-таки будет снят, зрителям явно не будет скучно.


Газовиков выгоняют из котельных

Дата размещения на сайте: 20.07.2015

Маргарита СПИРИЧЕВА

Городская администрация поссорилась сразу с обеими энергосберегающими организациями, обеспечивающими пока ещё продолжающийся отопительный сезон. И если война с "Саратовэнерго" напоминает осаду, и уже ясно, что город постепенно сдает позиции, то конфликт с "Саратовгазэнерго" напоминает глупую дуэль, возникшую вроде бы из-за недоразумения. Если конфликт саратовской мэрии с газовиками обострится, всю отопительную систему города ждёт замерзание. К слову, не секрет, что сегодня природный газ - важный ресурс: горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи, топливо для машин, котельных и ТЭЦ, сырьё для различных органических веществ. Да и в целом пользу от применения газов трудно переоценить: кислород давно спасает жизни в больницах, а на азоте и аргоне основано газовое пожаротушение.

Комитет по управлению имуществом города предложил "Саратовгазэнерго" освободить все занимаемые котельные и расторгнуть договора аренды. И это в разгар отопительного сезона! Разумеется, у комитета есть для этого серьезные правовые основания: арендная плата не вносилась с июля 2002 года. Бюджет пуст и нуждается в наполнении. Закон на стороне комитета, а он всерьез предупреждает о намерении подать в арбитраж. И Всеволод Твердохлебов, генеральный директор "Саратовгазэнерго", знает, что проиграет этот процесс, мало того, после этого на предприятии, скорее всего, введут конкурсное управление. Что при этом будет с отапливаемыми домами (между прочим, ни много ни мало треть города), неизвестно.

Другое дело, что арендную плату "Саратовгазэнерго" не платит не со зла. "Богатей" уже подробно писал об этой истории в №40 от 27 ноября прошлого года. Вкратце напомним: два года назад, когда МУПы тепловых сетей так задолжали за газ, что оказались на грани банкротства, администрация города договорились с газовиками, что те берут котельные в аренду, а арендная плата возвращается им в счет тех долгов. Если бы договоренность соблюдалась, то долги бы уже были погашены и город получал бы арендную плату себе в карман. Но та арендная плата, что "Саратовгазэнерго" перечислялî в бюджет, ему не вернулась. И газовики перестали платить. Тем более что город то и дело не оплачивал текущее потребление, а тариф на тепло в прошлом году был убыточным. И если в прошлом отопительном сезоне с платежами дело обстояло сносно, то в этом долги составили 166 миллионов рублей, или 82 процента от объема текущих платежей. Соответственно и "Саратовгазэнерго" задолжало своим поставщикам за газ, электричество и воду. В результате учредитель предприятия АО "Газпром" уже подумывает о том, чтобы прекратить его деятельность. Деликатный нюанс в том, что арендная плата изначально была сильно завышена. Например, к котельным — как к какому-нибудь магазину — применялся коэффициент приближенности к центру, коэффициент за историческую ценность здания (!), да и просто была завышена площадь. Газовики считают, что нормальная арендная плата должна быть на треть меньше. К сожалению, переговоры пока ни к чему не привели.

В общем, создается впечатление, что администрация города действует по одному и тому же сценарию. Создается некое предприятие (сначала МУПы, потом ДЕЗы, а затем и коммерческие партнерские организации), которое работает в сфере ЖКХ, но которому за работу не платят. У того возникают долги перед поставщиками услуг, его банкротят, долги зависают, а его работу поручают следующему. С которым городская администрация поступает точно так же. Сейчас крайним оказалось "Саратовгазэнерго". Есть предположение, что мэрия ведет себя так смело потому, что у нее есть запасной вариант — "Саратовские коммунальные системы", которые жаждут взять в аренду тепловые сети, ЦТП, а значит, и от котельных не откажутся. Беда только, что, вне зависимости от уровня менеджмента, порядка в коммунальной сфере мы не дождемся, пока его не будет в администрации города.

Что касается затяжных боев города с "Саратовэнерго", то прибывший на отчетное собрание своей структуры Владимир Аветисян, генеральный директор Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании, рассказал о достигнутых успехах. По его словам, благодаря выигранным судебным искам с города в счет погашения просроченной задолженности "Саратовэнерго" уже взыскано 175,5 миллиона рублей. Правда, взамен городской бюджет перестал оплачивать текущее потребление: потребив тепла на 200 миллионов, он заплатил 20 тысяч рублей. Но Владимир Аветисян все равно считает это большим успехом: малоликвидные старые долги, которые администрация уже пыталась переуступить "Саратовским коммунальным системам", фактически заменены на новые, качественные, не вызывающие ни у кого сомнения. То есть взыскать свежие долги будет еще легче. Администрация города в лице Павла Ворсунова, первого заместителя мэра, в который раз обещала в счет долгов передать "Саратовэнерго" профильное городское имущество, то есть коммунальные сети и ЦТП. При этом не упоминалось, что именно это имущество уже было обещано "Саратовским коммунальным сетям" в аренду. Правда, Аветисян заявляет, что любая конкуренция идет на пользу потребителю. Разумеется, есть конфликт интересов двух "дочек" РАО ЕЭС: "Саратовэнерго" и СКС. Как заявил Аветисян, сейчас в РАО готовится регламент, как должны разрешаться такие конфликты интересов. Так что велика вероятность, что ставка городской администрации на конкуренцию между этими структурами не увенчается успехом. И из кошки, которая сначала обещает мышкам свое имущество, потом обещание не выполняет, но и денег не платит, город превратится в мышку без тепла, света и газа.

Город играет с энергетиками в кошки-мышки. Вопрос, кто в этой игре кошка, а кто мышка…


Книжная Полка

Библиотека имени Леннона

Дата размещения на сайте: 21.08.2015

Анастасия ГУЛИНА

Издательство "Эксмо" выпустило русский перевод двух знаменитых книжек Джона Леннона — "Пишу как пишется" и "Испалец в колесе". Трудно представить сложность работы, которую пришлось осуществить переводчику Алексею Курбановскому: оба сборника небольших зарисовок написаны абсурдным языком, построенным на каламбурах, буквальном толковании метафор и прочих лингвистических вольностях.

Известен курьезный случай, произошедший на пресс-конференции в честь выхода одной из книг. Один из журналистов задал легендарному битлу следующий вопрос: "Скажите, вы сознательно пользуетесь приемом ономатопеи (звукоподражания)?". На что музыкант отшутился: "Автомато… чего? Не знаю, о чем ты болтаешь, сынок".

Первый сборник "Пишу как пишется" впервые был выпущен в 1964 году. В его названии заключен каламбур: с одной стороны подразумевается, что автор пишет по-своему, как ему угодно, с другой — сочетание этих слов имеет значение "в своем праве", "ни на кого не похожий". Сомневаться в непохожести Леннона тогда никому не приходило в голову. Впрочем, критики находили в творчестве музыканта отсылки к Льюису Кэрроллу, Эдварду Лиру и, более того, к Джеймсу Джойсу и Францу Кафке.

Вторая книжка, "Испалец в колесе", выпущенная через год, так же была сметена с прилавков, как и первая. Что неудивительно: популярность "Битлз" тогда была на высоте, сравнимая, наверное, сегодня с популярностью направления тайланд пхукет у наших туристов. И снова издание понравилось не только читателям, но и критикам. Так, один из рецензентов говорил, что "Леннон одним махом связал нечитающего молодого англичанина с литературной традицией последних тридцати лет". Кроме условной связи с традициями английской литературы, рассказы Леннона легко укладывались в зарождавшуюся в то время постмодернистскую школу "черного юмора".

Для адекватного понимания абсурдистских рассказов Леннона читателю следует вспомнить политических деятелей тех лет — многие зарисовки откровенно сатиричны. Кроме того, на страницах встречаются личные знакомые битла, его одноклассники. К тому же некоторые рассказы являются парафразами классических произведений из "школьного набора": "Остров сокровищ" Стивенсона, детективы А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, сказки братьев Гримм, детские приключенческие книги.

Во всем этом литературном богатстве можно искать глубокий, потаенный смысл, а можно вслед за Полом Маккартни сказать: "Смешно — ну и ладно". К тому же такому подходу немало способствуют собственные рисунки Джона Леннона, помещенные в книге.


Обкатка дырявого закона

Дата размещения на сайте: 22.08.2015

Сергей ЛЮБИМОВ

18 февраля в Торгово-промышленной палате прошла конференция гильдии страховщиков Саратовской области. Несмотря на то, что закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) действует уже 8 месяцев, какие-либо итоги страховщики не подводили.

Собственно обязательным страхование стало только с этого года. Поэтому пик заключения договоров пришелся на декабрь. Перед новым годом приобретено 80 процентов полисов. По словам президента гильдии Павла Михеева, "полисы на каком-то этапе покупались, как хлеб в магазине. То есть полисы есть, а информации — нет". Теперь зачастую страхователи, не изучив толком закон, предъявляют не всегда обоснованные претензии страховщикам. Да и сами страховщики только начали накапливать опыт в новом для них деле. Представительница одной из страховых компаний Нина Артюхова заявила: "Закон имеет много "дырок", на которые ни мы, ни потребители не могут ответить. Поправки в закон можно будет вносить, когда появится судебная практика. Сейчас закон кое-где не соответствует Гражданскому кодексу".

Кроме "необкатанного" закона появились еще и чисто технические проблемы. До 2004 года в Саратове регистрировалось ежедневно 10-15 ДТП. По мнению страховщиков, на самом деле их происходит в 2-3 раза больше. Многие участники аварии решают проблемы не вызывая ГАИ. Теперь же все страхователи, чтобы получить компенсацию, должны будут вызывать ГАИ. То есть количество вызовов тоже должно было бы возрасти в 2-3 раза. Однако этого не произошло. Дело в том, что, несмотря на закон, не все автовладельцы застраховали своих "железных коней". Из 300 тысяч автомобилей в Саратовской области застрахована только треть. Среди остальных часть — "подснежники" (автолюбители, выезжающие только летом). Но все равно можно уверенно сказать, что значительная часть автовладельцев в нашей области нарушает ОСАГО. Руководители страховых компаний винят в этом сотрудников ГИБДД, не штрафующих нарушителей.

Осложнили работу страховщиков и две предвыборные кампании. По мнению страховщиков, призывы некоторых политиков к отмене ОСАГО — не что иное, как предвыборная риторика и популизм.

Так или иначе, но, ворча, а иногда и поругивая друг друга, страховщики и автовладельцы вынуждены сотрудничать друг с другом. За второе полугодие 2003 года в Саратовской области было заявлено около 1000 страховых случаев. За январь количество страховых случаев превысило результат предыдущего полугодия. Большинство страховых компаний в 2004 году прогнозируют до 80 процентов собранных страховых взносов направить на урегулирование страховых событий. Пока страховщики не намерены предъявлять регрессные иски к виновникам ДТП. Хотя на конференции раздавались призывы предъявлять иски даже местным властям, ответственным за состояние дорог.

Отвечая на вопросы представителей СМИ, руководители страховых компаний рассказали о наиболее типичных поводах, приводящих к конфликтным ситуациям. Так, например, при наступлении страхового случая компания обращается к оценщику. Зачастую автовладельцу не хватает страховой суммы на замену разбитых частей машины или ремонт, будь-то ремонт глушителей, бамперов и т.п. Происходит это потому, что эксперт оценивает подлинный урон. То есть если смято крыло старого автомобиля, то оценка ущерба дается с учетом износа заменяемой детали. А машине на станции техобслуживания ставят новое крыло за соответствующую плату. В этом случае счет, выставляемый хозяину, превышает размер страховой суммы. Протестовать в подобных случаях бесполезно. Возмещение ущерба с учетом износа автомобиля предусмотрено законом. Возможно, автовладельца может утешить то обстоятельство, что вместо старого крыла он получает новое.

У журналистов были вопросы и к конкретным компаниям. Недоумение вызвала рекламная кампания РОСНО. Билборды, обещающие возмещение ущерба до миллиона рублей, висят в городе до сих пор, хотя, по словам представителя компании, акция по страхованию автомобилей повышенной мощности уже кончилась. Эта акция была направлена на добровольное страхование, а в рекламе говорится про обязательное. Представитель РОСНО отвел все упреки мощным аргументом: "Мало ли кто что в рекламе говорит". Надеемся, что остальные страховщики не разделяют эту позицию.