"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (233) от 29 января 2004 года

ГОСТ должен умереть

Маргарита СПИРИЧЕВА

Вся наша жизнь излишне регламентирована государством. Особенно это касается области производства: там все ещё действуют давно устаревшие стандарты, существует такая масса норм, правил и прочих нормативных документов, обязательных для исполнения. Знаете ли вы, что уже идет реформа системы стандартизации и сертификации? Реформа тихая, но от этого не менее важная.

11.11.2013

Ощущение, что стандарты душат, появляются у предпринимателей все чаще и чаще. Например, в середине января председатель индустриального комитета областной думы и генеральный директор крупной строительной организации "Саратовоблжилстрой" Леонид Писной потрясал перед журналистами толстым томом строительных норм и правил и говорил о том, что вся эта книга уже устарела, других правил нет, и надо их начинать разрабатывать. Правда, прошедшее вслед за этим большое совещание строителей не принесло конкретных предложений по законодательству, в основном все присутствовавшие стремились рассказать о наболевшем. Затянутые сроки и малопрозрачная процедура отведения земельных участков под строительство, отсутствие действенных механизмов по освобождению строительных площадок, сложные, а зачастую просто невыполнимые условия по подключению инженерных коммуникаций, наконец, запутанные правила по приемке жилья в эксплуатацию… Впрочем, строительство не одно такое. Чего стоят одни санитарные нормы и правила, по которым можно прижучить практически любое предприятие и организацию? А пожарные правила?

Как рассказала в клубе региональной журналистики Марина Глазатова, заместитель председателя Госстандарта России, проблема в том, что вся система обязательных требований в нашем государстве была приспособлена к плановой экономике, когда государству было дело до всего. Ведь оно было и заказчиком, и исполнителем, и потребителем большинства товаров, поэтому все требования были обязательны к исполнению. Сейчас в рыночных условиях некоторые требования кажутся дикими или просто устаревшими. Например, по ГОСТу 1956 года автоперевозки грузов (хлеба) должны осуществляться в матерчатых мешках, хотя сейчас хлеб можно найти только в полиэтилене. Кроме того, сейчас вся продукция подвергается обязательной сертификации, за которую все мы в среднем платим четверть от стоимости товара. Мало этого, эта процедура не успевает за техническим прогрессом: сертификация мобильного телефона занимает 4 месяца, а обновление модельного ряда происходит каждые полгода. В результате, мы имеем большое число контрафактных трубок.

Осознав проблему, правительство придумало новый термин — "техническое регулирование", и занялось его реформой. Смысл реформы в том, чтобы отделить признаки, определяющие безопасность продукции или товара, и регламентировать их на законодательном уровне. А признаки, определяющие конкурентные преимущества, оставить для регуляции механизмом "спроса-предложения": пусть покупатель выбирает то качество, за которое готов платить. В принципе, то же самое происходит и сейчас, только в старых терминах. Все мы выбираем между дорогими ГОСТовской тушенкой или сливочным маслом и дешевыми, произведенными по ТУ — техническим условиям. Техническое регулирование — это продолжение макроэкономических реформ на микроуровне. Она должна изменить ситуацию нормативно, оставив предприятию максимум инициативы. А процедуру принятия нормативов сделать максимально публичной.

Принятым федеральным законом определено, что все требования, определяющие безопасность, должны вводиться федеральными законами и постановлениями правительства. Только это будут не привычные нам законы-тексты, а новые и для нас, и для депутатов законы-цифры, законы, устанавливающие "технические регламенты", то есть разнообразные предельно допустимые нормы. Все ГОСТы и ОСТы будут пересмотрены и переосмыслены. А все остальное будет относиться к добровольному регулированию, не обязательному для исполнения. Такие системы добровольной сертификации есть и международные, и национальные.

Кроме того, тем же федеральным законом о техническом регулировании прописана особая процедура разработки технических регламентов, которые будут вноситься в Госдуму. До этого все эти стандарты, нормы и правила были преимущественно ведомственными документами и принимались абсолютно кулуарно. Теперь в разработку регламентов могут включиться все заинтересованные стороны. Это уже происходит: уже находится в разработке 25 технических регламентов, инициированных различными бизнес-ассоциациями. Они сейчас в стадии обсуждения, и уже есть куча замечаний, в том числе, от физических лиц. Кстати, в этом году предполагалась разработка всего 35 регламентов. Впрочем, государство тоже не уклоняется от этой работы и даже выделило 110 миллионов рублей на эту цель. Дело в том, что у них с бизнесом разные сферы интересов: если бизнес готов платить за разработку регламентов на конкретные продукты (пиво, презервативы, молоко, мясо), то государство интересуется вечными темами: общими вопросами биологической, радиационной безопасности, безопасной эксплуатации технического оборудования. К государственной сфере регламентации относятся чрезвычайные ситуации, авиация, транспорт, атомная энергия, строительство, фито— и ветеринарные требования, экология.

Законом установлен четкий переходный период — 7 лет. Он был очень просто посчитан. Было выяснено, что критическая масса необходимых технических регламентов — около двух тысяч — может быть разработана и пропущена через Думу и правительство за 7 лет. Впрочем, бизнес уже сейчас начинает относиться к своей деятельности ответственно. Новая мера ответственности за некачественный продукт — отзыв товара с рынка — очень серьезная мера, и новый федеральный закон уже прописал ее механизм. Отзыв товара в некоторых случаях может подкосить предприятие. Но если предприятию самому выгодно следить за своим качеством, то зачем нужно такое число органов контроля и надзора? Сейчас эти функции осуществляют 67 федеральных органов из 43 министерств и ведомств. Только в Минсельхозе таких органов семь. А ведь есть еще региональные и муниципальные структуры. В этой области реформа технического регулирования смыкается с грядущей административной реформой. И дай Бог, чтобы после всего этого нам действительно стало легче и комфортнее жить.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=11112013225902&oldnumber=233