Официальный сайт
|
|
Дата размещения на сайте: 05.09.2015
Сергей ЛЮБИМОВ
Нет ничего более устойчивого, чем усвоенные с детства стереотипы. Рассмотрим сказку Пушкина о золотой рыбке. На вопрос, о чем эта сказка, большинство собеседников ответили мне: "о жадности". Если обобщить ответы о морали сказки, то они сводятся к распространенной пословице: "Жадность фраера сгубила".
В этой сказке всего два действующих лица: старик и старуха. Рыбка, хоть и разговаривает и одаряет материальными ценностями, действующим лицом не является. Она, скорее, воплощение неких мистических сил, судьбы или рока. Пушкин же назвал эту историю "Сказка о рыбаке и рыбке". Старуха в названии не упомянута не случайно. Сказка вовсе не о ней, и смысл в эту историю Александр Сергеевич вкладывал иной, чем принято обычно считать.
На протяжении всего повествования персонажи упорно называются "старик" и "старуха". Возраст персонажей, на Мой взгляд, подчеркивается не случайно. Если даже считать, что тяжелая работа рано их состарила, то минимальный возраст каждого из супругов был не менее пятидесяти пяти лет. В начале сказки упоминается и их семейный стаж "...ровно тридцать лет и три года". Этот промежуток времени совпадает с рыбацким стажем старика "...он рыбачил тридцать лет и три года". Это не случайное совпадение. Вступив в возрасте не менее двадцати двух лет в брак, он резко поменял род занятий. Старик, тогда еще молодой человек, поменял профессию, а возможно, и прервал получение образования. Возможно, вступив в брак, он был вынужден заняться нелюбимым делом. На поприще рыболовства он не добился больших успехов, что явилось поводом для постоянных попреков супруги. Да уж, куда там без современных технологий хранения продуктов? Без холодильников, морозильников, камер шоковой заморозки рыбы?
Сюжет сказки известен каждому. Старуха посылала мужа к морю пять раз с новыми и новыми требованиями. Первые два можно по-житейски объяснить. Сама, растерявшись от неожиданности, она послала обновить первую попавшуюся на глаза вещь – корыто. Затем, обдумав хорошенько выгоды, которые можно извлечь из рыбки, старуха решила получить дом вместо землянки. Видимо, квартирный вопрос мучил россиян во все времена. Третье же требование смутило не только старика, но и рыбку. При всех возможностях рыбки ход времени ей был все-таки неподвластен. А требование старухи произвести ее в столбовые дворянки требовало именно вмешательства в ход времени. Чтобы сделать старуху столбовой дворянкой, надо было, чтобы таковой была как минимум ее бабка. Поэтому рыбка выполнила лишь видимую часть ее требований. Неожиданно свалившееся богатство привело к тому, что у старухи появился синдром "нового русского". Она преобразовалась внешне: "На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки" – не правда ли знакомая картина? Старик понимает, что ее требования давно вышли из границ приличия. Он как бы оправдывается перед рыбкой, перекладывая вину на старуху: "пуще прежнего старуха вздурилась; что мне делать с проклятою бабой?". При этом старуха ни разу не сходила с мужем к морю, чтобы лично перечислить рыбке свои требования. Старик понимает, что гнев рыбки может обрушиться на гонца, но продолжает ходить к морю. А ведь могущество рыбки гораздо больше, чем возросшая власть старухи.
Как известно, все кончилось благополучно, семья рыбака вернулась к исходному положению. И сказка эта не о жадной старухе, а о нерешительном старике. И главный вопрос – это вопрос старика: "Что мне делать с проклятою бабой?" Когда писалась эта сказка, народ уже сформулировал ответ на этот вопрос. Ответ очень простой (да простят меня феминистки): "Бей жену молотом, будет золото".