"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 5 (191) от 13.02.2003

Сказка о нерешительном рыбаке

Дата размещения на сайте: 05.09.2015

Сергей ЛЮБИМОВ

Нет ничего более устойчивого, чем ус­военные с детства стереотипы. Рассмот­рим сказку Пушкина о золотой рыбке. На вопрос, о чем эта сказка, большинство со­беседников ответили мне: "о жадности". Если обобщить ответы о морали сказки, то они сводятся к распространенной пос­ловице: "Жадность фраера сгубила".

В этой сказке всего два действующих лица: старик и старуха. Рыбка, хоть и разговаривает и одаряет материальны­ми ценностями, действующим лицом не является. Она, скорее, воплощение не­ких мистических сил, судьбы или рока. Пушкин же назвал эту историю "Сказка о рыбаке и рыбке". Старуха в названии не упомянута не случайно. Сказка вовсе не о ней, и смысл в эту историю Александр Сергеевич вкладывал иной, чем принято обычно считать.

На протяжении всего повествования персонажи упорно называются "старик" и "старуха". Возраст персонажей, на Мой взгляд, подчеркивается не случайно. Если даже считать, что тяжелая работа рано их состарила, то минимальный возраст каж­дого из супругов был не менее пятидеся­ти пяти лет. В начале сказки упоминается и их семейный стаж "...ровно тридцать лет и три года". Этот промежуток времени сов­падает с рыбацким стажем старика "...он рыбачил тридцать лет и три года". Это не случайное совпадение. Вступив в возрас­те не менее двадцати двух лет в брак, он резко поменял род занятий. Старик, тогда еще молодой человек, поменял профес­сию, а возможно, и прервал получение об­разования. Возможно, вступив в брак, он был вынужден заняться нелюбимым де­лом. На поприще рыболовства он не до­бился больших успехов, что явилось пово­дом для постоянных попреков супруги. Да уж, куда там без современных технологий хранения продуктов? Без холодильников, морозильников, камер шоковой заморозки рыбы?

Сюжет сказки известен каждому. Ста­руха посылала мужа к морю пять раз с новыми и новыми требованиями. Первые два можно по-житейски объяснить. Сама, растерявшись от неожиданности, она послала обновить первую попавшуюся на глаза вещь – корыто. Затем, обдумав хорошенько выгоды, которые можно изв­лечь из рыбки, старуха решила получить дом вместо землянки. Видимо, квартир­ный вопрос мучил россиян во все време­на. Третье же требование смутило не только старика, но и рыбку. При всех возможностях рыбки ход времени ей был все-таки неподвластен. А требование старухи произвести ее в столбовые дво­рянки требовало именно вмешательства в ход времени. Чтобы сделать старуху столбовой дворянкой, надо было, чтобы таковой была как минимум ее бабка. По­этому рыбка выполнила лишь видимую часть ее требований. Неожиданно сва­лившееся богатство привело к тому, что у старухи появился синдром "нового русского". Она преобразовалась внешне: "На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на ма­ковке кичка, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки" – не правда ли знакомая кар­тина? Старик понимает, что ее требова­ния давно вышли из границ приличия. Он как бы оправдывается перед рыбкой, пе­рекладывая вину на старуху: "пуще преж­него старуха вздурилась; что мне делать с проклятою бабой?". При этом старуха ни разу не сходила с мужем к морю, что­бы лично перечислить рыбке свои требо­вания. Старик понимает, что гнев рыбки может обрушиться на гонца, но продол­жает ходить к морю. А ведь могущество рыбки гораздо больше, чем возросшая власть старухи.

Как известно, все кончилось благопо­лучно, семья рыбака вернулась к исходно­му положению. И сказка эта не о жадной старухе, а о нерешительном старике. И главный вопрос – это вопрос старика: "Что мне делать с проклятою бабой?" Ког­да писалась эта сказка, народ уже сфор­мулировал ответ на этот вопрос. Ответ очень простой (да простят меня фемини­стки): "Бей жену молотом, будет золото".