| К свежему номеру |
У власти нет ни мысли, ни образа будущего, ни понимания пути
Вячеслав ТРОФИМОВ, член Комитета 64
Правительство Саратовской области подготовило новый бюджет на 2014-2016 годы. Проект бюджета внесён на рассмотрение областной Думы и скоро, вне сомнения, будет Думой утвержден.
На состоявшемся 16 октября якобы общественном обсуждении проекта бюджета заместитель председателя правительства Саратовской области Павел Большеданов, отвечая на вопрос автора о стратегии правительства при формировании бюджета, ответил, что составление бюджета это не стратегия, а простое балансирование расходов и доходов (за точность фразы не ручаюсь, но смысл отражён).
Что есть стратегия правительства? Это достижение поставленных целей путём реализации долговременных программ.
А что есть реализация программ? Это деятельность по решению конкретных задач при помощи имеющихся и привлечённых средств.
Для решения задач необходимо иметь средства, которые будут потрачены, и эти средства должны ежегодно восполняться. Как не трудно догадаться, чтобы что-то потратить, надо сначала что-то где-то получить.
А это и есть бюджет области: приход и расход средств региона, которые направляются на те или иные цели.
Деньги - наши крылья. Их нет - и мы не летаем
Область получает средства на решение задач за счёт налогов и поступлений из иных источников.
В Саратовской области основными источниками являются два налога и федеральный бюджет.
Ключевые налоги - это налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль предприятий (НП).
В сумме оба налога составляют примерно 80% всех собственных поступлений области, примерно по 40% каждый, или 20 млрд. руб. на один вид налога. Всего собственные доходы колеблются около 50 млрд. руб.
Федеральные поступления (помощь и кредиты) составляют также примерно 20 млрд. руб. по итогам 2012 года.
Из сказанного очевидно, что чем лучше живут предприятия области, тем больше они платят заработную плату работникам, соответствующие налоги на неё, и отчисления в социальные фонды (пенсионный, соцстрах,
медфонд). Аналогично, растут отчисления от прибыли в бюджет региона.
И наоборот, угнетение предприятий влечёт за собой уменьшение поступлений в бюджет области, соответственно, уменьшение количества решаемых задач и замедление достижения поставленных целей.
Если цели правительства (стратегия) - процветание региона, его развитие и улучшение жизни людей, то выбирается вариант с развитием.
А если нет? Тогда отсутствие действий по развитию предприятий приведёт к ухудшению их положения и угнетению производства, падению уровня жизни людей.
Можно ли определить стратегию власти по сведениям из бюджета региона?
В свете сказанного - вполне возможно по тем цифрам, которые заложены по основным направлениям хозяйства области и по действиям власти в течение бюджетного года или планируемого периода.
Что мы имеем в бюджете
При сравнении бюджетов на период 2013-2015 годы и 2014 -2016 годы (мы теперь планируем на три года) нетрудно увидеть все основные тенденции, заложенные правительством и, стало быть, ту стратегию областной власти, которая есть или которой нет.
Немного цифр и графиков. Все приводимые ниже графики (диаграммы) составлены по данным действующего бюджета 2013-2015 (цифра 1) и проекта бюджета на 2014-2016 (цифра 2). Прогноз автора помечен как прогноз ВТ.
Что мы видим из сравнения мечтаний и надежд (можно сказать, эйфории ожиданий) команды Радаева в 2012 году и суровой реальности, постигшей их и нас в 2013 году.
Ожидание резкого роста суммарных доходов области в 2013 году, в связи с уходом «транжиры» и «супостата» Ипатова, не оправдалось. Аналогично, планы по впечатляющему росту собственных доходов в 2013 году также не подтвердились.
Очевидно, что указанные в бюджете цифры ожидаемого дохода региона в 2013 году были с самого начала нереальны, и можно предположить, что специально искусственно завышены - народу и федеральной власти надо было показать красивую картинку в связи с приходом «народного губернатора». Картинку показали, но реальность опустила мечтателей на землю, если не сказать - сильно об неё ударила.
Новый проект бюджета на 2014-2016 годы ставит всё на свои места: картинка по-прежнему красивая, всё растёт, но все подвиги по увеличению доходов отложены на потом или на других. Как сложится.
Сегодня нам предлагают «стабильность» в стиле застоя.
Автор прогнозирует провал бюджета по статье доходы в 2013 году, как в части собственных доходов, так и суммарно, с учётом дотаций федерального бюджета.
Оснований для этого несколько.
Во-первых, по данным за август 2013 года прибыль предприятий упала на 5 млрд. руб. по сравнению с прошлым годом. Что будет к концу года - можно только догадываться.
Во-вторых, правительство увеличило объем заимствований на 5-6 млрд. руб. против планируемого ранее, и это не просто так.
В-третьих, федералы денег вряд ли дадут сверх ранее установленного, поскольку в стране что-то не так и денег на всех на хватает.
В-четвертых, падают показатели региона, что свидетельствует о падении производства, прибыли и доходов граждан.
В сентябре доходы граждан упали на 5% по отношению к августу, а в августе -на 2,6 % к июлю, что свидетельствует о росте проблем у предприятий, которые уже не могут повышать уровень оплаты, поскольку нет свободных средств. Уменьшение свободных оборотных средств подтверждается ростом кредиторской задолженности предприятий в августе на 6 млрд. руб. и увеличением суммы выданных кредитов по предприятиям в целом.
Цены на продукты питания и услуги ЖКХ выросли и продолжают расти. По продовольствию в среднем рост цен примерно 30% по сравнению с началом года, и это не предел. Полагаю, что рост цен связан не только с ростом тарифов на энергоресурсы и ГСМ, но это попытка провести компенсацию падения прибыли производителей и торговли, вероятно, согласованная с контролирующими органами. Рост прибыли предприятий от повышения цен частично компенсирует уже имеющееся её уменьшение с целью выравнивания статистики по прибыли для региона в целом. Я имею в виду возможный сговор власти и производственников о том, чтобы переложить бремя по росту цен на население для улучшения показателей области по прибыли и товарообороту, который, вероятно, также падает.
Других возможностей не осталось.
Таким образом, база для взимания налогов с предприятий и граждан уменьшается. При такой ситуации ожидать роста налогов и доходов бюджета по двум ключевым источникам не приходится.
Поэтому, автор предполагает снижение налоговых поступлений на 5 млрд. руб. против данных за 2012 год. Поскольку в 2012 году сумма доходов от налогов составляла 44 млрд. руб., то в 2013 году реально будет около 39 млрд. руб. собственных доходов, а с учетом поступлений из федерального бюджета - около 57 млрд. руб. всего.
При этом расходы бюджета заложены на 2013 год в сумме 77 млрд. руб., и они вряд ли уменьшатся. Это означает, что реальный дефицит бюджета составит около 20 млрд. руб., почти 50% от собственных доходов региона.
Учитывая, что долг области на начало года уже составлял 40 млрд. руб, суммарный долг области на конец года можно ожидать в размере около 60 млрд. руб. И это будут опять кредиты всех видов. Сумма долга по отношению к собственным доходам составляет 136%.
Цифры предельного долга области, заложенные в бюджет 2013 и 2014 годов, превышены уже сегодня. И к концу 2013 года мы будем иметь долг, запланированный на 2016 год.
Такие темпы роста задолженности показывают полную неспособность правительства Саратовской области решить поставленные на словах задачи какого-нибудь роста экономики. Не удаётся даже остановить падение, оно к тому же усиливается.
У власти нет ни мысли, ни образа будущего, ни понимания пути (продолжение)
Весь номер на одной странице
|