| К свежему номеру |
Саратовский театр скорее жив
Анна МУХИНА Завершился четвертый областной театральный фестиваль «Золотой Арлекин». Раздача «слонов» состоялась: актеры, режиссеры, хореографы, балетмейстеры, художники-постановщики услышали в свой адрес теплые слова, унесли с собой увесистые бронзовые статуэтки арлекинов и менее увесистые конверты. Интервью с Татьяной Зориной, членом жюри, главным редактором Нижневолжской киностудии
Корр.: Татьяна Викторовна, скажите, были ли какие-то споры по поводу номинантов или все решилось тихо-мирно?
Т.Зорина: Споры – это естественно, часть рабочего процесса. Мы люди темпераментные. Кто-то кого-то хочет переубедить. Это обычное состояние.
Не то, чтобы споры были жаркие. Борис Николаевич Любимов (председатель жюри фестиваля – А. М.) для нас авторитет. Он человек интеллигентный, ведет себя соответствующим образом. Вот я, несмотря на свой иногда прорывавшийся темперамент, старалась сделать так, чтобы выглядеть рядом с ним достойной.
Корр.: В какой номинации споры были самыми жаркими?
Т.Зорина: Мне кажется, по всем номинациям, исключая те, где меньше всего было представлено номинантов, шли серьезные обсуждения. Каждый из членов жюри высказывал свое мнение, а Борис Николаевич все это суммировал и тоже высказывал свое мнение.
Корр.: У каждого из экспертов был свой приоритет? Или по некоторым категориям все сходились во мнениях?
Т.Зорина: В основном, мне кажется, все мы одинаково видели то, что смотрели. Я имею в виду, что непримиримых споров, очень горячих, было немного. В отличие от других членов жюри, я смотрела некоторые спектакли третий раз. И за некоторые мне было обидно, потому что на фестивале они шли хуже, чем на премьере или в репертуаре. Это, к сожалению, очень часто случается и очень мешает побеждать.
Корр.: Какую картину театрального Саратова и области показал этот фестиваль?
Т.Зорина: Я думаю, что театр у нас живой и живет. Где-то хуже, где-то лучше. В каждом театре вдруг появляется спектакль неожиданный, очень острый, и актуальный, и живой. Все зависит оттого, как в этот момент сойдутся звезды – кто ставит, кто оформляет, кто из артистов играет, насколько каждое высказывание сейчас актуально. В каждом театре это есть.
На фестивале представлены были шесть театров Саратова и области и семь спектаклей, работу над которыми оценивало жюри фестиваля. Саратовский академический театр оперы и балета принял участие оперой «Волшебная флейта» В.Моцарта и балетом С. Баневича «Дюймовочка». Театр драмы имени И.А Слонова представил на суд спектакль «Дом Бернарды Альбы» Ф. Лорки, ТЮЗ – спектакль «Дорогая Памела» Д. Патрика, театр кукол «Теремок» – «Сон в летнюю ночь» В.Шекспира, театр оперетты – «Бабий бунт» Е. Птичкина, Вольский драматический театр – спектакль «А дальше – тишина» В. Дельмара. Последний – единственный театр из области, который участвовал в фестивале.
Праздник кончился, и отчетливо видна стала картина театрального Саратова. Главным итогом фестиваля можно назвать только одно – кажется, в Саратове театр жив, несмотря ни на что.
Как основное доказательство тому – театр драмы имени Слонова. Прошло два года с тех пор, как оттуда «ушли» Антона Кузнецова. Театру, который покинуло множество замечательных актеров, прочили скорую творческую смерть. Но, как выяснилось, скандалы и интриги, плетущиеcя в борьбе за такую замечательную площадку, не помешали театру жить. И при новом руководстве приглашенный режиссер (Марина Глуховская из Москвы) подарил академдраме такой спектакль, который стал лидером по числу собранных статуэток («Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки). Арлекинов за эту работу получили Марина Глуховская и Татьяна Аредакова за лучшее музыкальное оформление спектакля в драматическом театре, а также Алексей Зыков как лучший хореограф в драматическом спектакле. Это одна из номинаций, в которой был заявлен только один претендент. И ему не могли не дать статуэтку, поскольку по части хореографии в драматическом театре он бесспорно лучший, если не сказать единственный в Саратове. Как сказал сам Зыков в благодарственном слове: «У нас в Саратове есть хореографическое училище, из которого выходят люди, знающие о танце намного больше, чем я. Я хотел бы сказать всем театральным постановщикам танцев – слово плюс слово еще не литература, движение и движение – еще не танец».
Очень отрадно за театр кукол «Теремок». Ему досталась не только статуэтка за лучшую режиссуру, но и специальные призы экспертного совета «За единство ансамбля исполнителей» и «За лучшее решение сценического пространства». В благодарственном слове Геннадий Игоревич Шугуров отметил: «Спасибо, что вы нас заметили наконец-то. То, что мы получаем на фестивалях в стране и за рубежом – это хорошо, но приз, данный в родном городе, всегда дороже». Реплика небезосновательна. «Теремок» у нас продолжают считать исключительно театром для детишек, который не стоит особенного внимания. А это далеко не так. И все то время, пока там работает Геннадий Шугуров, театр растет, ездит на фестивали не только по России, но и за рубеж.
Есть у театра несколько потрясающих спектаклей – как для детей, так и для взрослых. И номинированный «Сон в летнюю ночь» среди них. Когда-то он был просто дипломным спектаклем курса, который теперь работает в театре. Про «Сон в летнюю ночь» член жюри Татьяна Зорина сказала так: «Нам трудно было выделить из всего ансамбля актеров кого-то одного. Есть там такие роли и такие актеры, которые ничуть не уступают номинированным. Поэтому мы и решили выделить отдельную номинацию – за единство ансамбля исполнителей».
Были такие номинации, в которых жюри решило приз не присуждать. Жюри, состоявшему в основном из московских экспертов, было виднее, кто на самом деле в нашем провинциальном городе не дотягивает до звания лауреата. Но ведь есть стимул к чему-то стремиться и куда-то расти.
Депутат областной думы Андрей Россошанский, вручая «Арлекина», предложил включить Саратовскую областную думу в состав театров Саратова и давать премию в номинации «Политический театр».
Театр в Саратове скорее жив, чем мертв. Потому что в каждом театре периодически появляются такие работы, которые заставляют говорить о себе.
Прощальный танец арлекины танцевали под аккомпанемент видео на экране, там показывали только что отснятые фрагменты прошедшей церемонии. И остро ощущалось, что все бывшее только что на сцене – уже история. Не хорошая и не плохая. Просто ступень в развитии.
Весь номер на одной странице
|