| К свежему номеру |
Мир спасут красота и цирк
Екатерина БОГДАНОВА Страстями на манеже можно было бы назвать конец прошлой и начало нынешней недели в Саратове. Виновата ли в этом грамотная реклама или же дело в достойной организации циркового конкурса в целом, но культурному событию даже подобного масштаба давненько не удавалось на несколько дней стать знаковым для жизни всего города. Не меньшей неожиданностью явились итоги двухдневных соревновательных выступлений участниц. Мало кто мог подумать, что принцессой Российского цирка окажется «маленький обитатель лондонских трущоб». Или, если уж на то пошло – обитательница. Надо сказать, что жюри свою миссию выполнило. Как и обещало, до последнего томило в неизвестности и за несколько часов до награждения не огласило имя финалистки даже любопытствующим журналистам. На собранной в понедельник итоговой пресс-конференции было сказано лишь, что, по оценкам «за технику», победительница обогнала ближайшую преследовательницу не меньше, чем на 10 баллов. Именно путем сложения и вычитания в этом году судьям удалось найти идеальные пропорции. О том, хорошо это или плохо, члены жюри не распространялись. И понять их было можно. В нынешнем конкурсе выделить из участниц откровенно сильнейшую по обаянию, внешним качествам и профессиональному мастерству было невозможно.
Далеким от арифметических выкладок зрителям определиться с симпатиями было еще сложнее. У тех, кто присутствовал на фестивале два дня подряд и просмотрел обе конкурсные программы, могло возникнуть ощущение пресыщенности. Каждый раз участники разыгрывали на арене мини-спектакль, так что у публики была возможность оценить не только качество исполнения цирковых элементов, но и театрализованную сторону действа.
Какие только образы ни выходили на манеж! Ковбои, фэнтезийные персонажи, шаманы, древнеримские воители и даже кошки в акробатическом трио на вариацию одноименного мюзикла. Не сказать, чтобы дрессированные белые пудельки с крашеными во все цвета радуги голубями на головах в таком соседстве сильно проигрывали. Но, по сравнению с преобладающими высотными трюками, смотрелись трогательно и потому несколько экзотично. По крайней мере, было заметно, что в глазах неискушенной публики кропотливый процесс приучения собачек к голубям по сложности не шел ни в какое сравнение с головокружительной романтикой под куполом цирка. К сожалению, в нарочито отличную от гимнастов «весовую категорию» с самого начала затесались и представители других более мирных «земных» жанров: акробаты, жонглеры, иллюзионисты. А вот Татьяна Мащенко, она же Пеппи Длинный Чулок, со своими потрясающими конными трюками вообще оказалась вне всяких сравнений. За что и получила в итоге бронзовую медаль.
Если в первый день участницы заметно волновались и в большинстве своем не обошлись без помарок, уже к воскресенью конкурс неожиданно оживился и прошел в хорошо выдержанном темпе и динамике. На фоне композиционно продуманного сценического действа поиграли на нервах зрителей исполнители «смертельных» номеров. Буквально «зажгли» зал канатоходцы «Дорвозы», открывающие второе отделение воскресной программы. Под залихватские восточные ритмы четверо участников номера на плечах друг у друга шествовали по канату и обратно. Яна Сердюкова в такт пению Эдит Пиаф раскачивала качели-трапецию на головокружительной высоте. Затаить дыхание заставили публику и выделывавшие бесстрашные прыжки серебряные призеры акробаты-вольтижеры в «Моцартиане».
Очень оригинальным, с привкусом декаданса, получился «серебряный» номер потомственной циркачки в пятом поколении Саши Подгорной–Польди «Не вместе». По словам самой Саши, идея номера родилась из ее собственного жизненного опыта: «Это влюбленность в несуществующего человека, переживания от этой любви. В итоге все-таки реальность побеждает сказку».
Но сложнее всех пришлось золотым призерам и самой принцессе – Елене Панькиной в образе Оливера Твиста. Кстати, почему короной не наградили сразу обеих участниц партерного полета «Оливер», как это случилось с бронзовыми призерами акробатическим трио «Кошки», похоже, так и останется загадкой. Впрочем, если верить Мстиславу Запашному, в будущем конкурс станет более избирательным, направленным на то, чтобы претендентки на корону не терялись в групповых номерах.
Безупречная актерско-акробатическая сценка по мотивам диккенсовского «Оливера Твиста» завершала первый день фестиваля. Публика встретила номер испуганным молчанием. Наблюдать за манипуляциями двух миниатюрных девушек-подростков, которых партнеры, как мячики, кидали друг к другу, было действительно жутковато.
Сразу после выступления участницы признались, что выходить на нагретый двухчасовым светом прожекторов манеж было страшно. От жары и волнения потели руки, и хотя неуверенность конкурсанток в глаза зрителям не бросалась, сами они признались, что отработать могли бы и лучше. По стечению обстоятельств, пусть и счастливому, призовому «Оливеру» пришлось послужить десертом и гала-программы.
«За полтора года мы объездили уже много городов, – рассказала Лена, – Саратовский цирк по приему для нас лучший. Мечта – поработать на гастролях за границей. Хочется поучаствовать в фестивалях в крупных цирках».
Новая обладательница высочайшего титула и короны имеет идеальные для гимнастки пропорции: при росте 155 см весит 39 кг и в еде, по собственным словам, себя не ограничивает. Поневоле вспоминается заученная ведущим фраза о том, что конкурсантки выше всяких общепринятых стандартов красоты.
Думается, что теперь у Елены Панькиной будут все шансы для осуществления своей мечты. Ведь, помимо золотой короны и денежного приза, она получит возможность перейти с бюджетной гонорарной сетки на индивидуальную.
Весь номер на одной странице
|