Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 33 (503) от 01.10.2009

 

Церковь: перед Россией, как перед Богом (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Судьбы саратовских улиц (Екатерина БОГДАНОВА)

Плюшевый Чехов (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Мораль против коррупции (Степан СОКОЛОК)

Ветеран воюет за свое право (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Шел по улице парнишка, посинел и весь дрожал (Ксения БАТУЗОВА)

Второе пробуждение Дениса Анатольевича (Александр СВЕШНИКОВ)

Троеклубное единодушие (Леонид ЮРЬЕВ)

Закон суров, но для кого он? (Иван СЕРГЕЕВ)

Доходы важнее Конституции? (Пресс-служба СРО ПП ЛДПР)

Cлова и дела Рощина (Леонид ШУМАХЕР)

Даешь Буркинскую Фа-соль! (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Главврач в роли крестного отца (Александр НИКИТИН)

Президент как панацея? (Леонид ЮРЬЕВ)

«500 спойлеров» от Льва Гурского (Светлана ТЕНЕТКО)

Особенности национальной брани (Алексей ГОЛЯКОВ)

Отец, сын и вершины Гималаев (Екатерина БОГДАНОВА)

Сентябрьские выставки (Александр ДАВИДЕНКО)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Об МСУ, которое пока не случилось

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

Очень немногие журналисты-аналитики заметили, что нынешний год был годом

20-летия с момента первых

в нашей стране (по крайней мере,

на памяти живущих) альтернативных выборов народных депутатов СССР, в результате которых избирателям явился первый парламент – съезд народных депутатов СССР.

Это, бесспорно, было новым, я бы сказал, венценосным явлением советской действительности и ее последней фазы – перестройки.

Съезд, избранный весной 1989 года и созванный на свое первое заседание 24 мая, проведя многотрудную работу по структуризации, обсудил и утвердил внушительный перечень законов и решений, которые требовалось принять в самое ближайшее время. Среди них абсолютно новые демократические законы, устанавливающие рамки предпринимательской деятельности, государственной молодежной политики, об инновациях, о судебных органах, о СМИ, о защите прав потребителей и многие, многие другие. А одним из первоочередных был закон «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Следует учесть, что демократизации законотворческих процессов весьма способствовал принятый еще в июне 1987 года закон СССР «О всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни». В анализе же ситуации двадцатилетней давности нельзя не заметить и того, что тогда инициатором демократизации государства и общества выступала сама верховная власть, сначала в лице КПСС, а затем в лице обновленного парламента. В новом законотворчестве государственная власть фактически инициировала свое разделение по ветвям и уровням и провоцировала избирателей на поддержку модернизации экономики, на создание полноценного и полноправного гражданского общества. При этом подразумевалось, что степень доверия избирателей к депутатам и законодательно-представительному органу должна быть достаточной. Этого уже не могли обеспечить растерявшие свой потенциал на всех уровнях власти и управления партструктуры.

Подвижники конца 80-х – начала 90-х, к коим я отношу себя, понимали, что низовой – самый близкий нуждам, потребностям и интересам людей – уровень, местное самоуправление – это и есть тот формат новых общественных отношений, который в постоянном самосовершенствовании будет способствовать становлению и развитию нашей гражданственности. Гражданственности, основанной на имущественном праве и ответственности, на информационной открытости и способности к сопротивлению различного рода произволам, которые существовали и существуют всегда и всюду: в режимах КПСС, либерального реформирования, в демократических штатах Америки и самоуправляемых европейских городах. Разница только в том, что произволам авторитарных режимов сопротивляются диссиденты и экстремисты, а в демократиях – полноправные граждане.

Так вот, ровно 20 лет назад на Всенародное обсуждение был вынесен первый в череде последовавших за ним уже в 90-е годы и позже четырех российских аналогов закон «Об основных началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Текст закона был опубликован в центральных и местных газетах, в частности в Саратове – в газете «Коммунист». После этого последовало всенародное обсуждение. Конечно же, не все в этом процессе и последующих за ним, требующих конкретных действий, шло «по накату сверху», но органы власти всех уровней, средства массовой информации, находящиеся в ведении партструктур, вынуждены были реагировать на предложения и инициативы, которые в свою очередь были основаны на критике нередко самоудовлетворенных и инертных органов городской и районной власти.

Самое простое действо – узаконенное обсуждение вопросов местного значения с целью создания новых инструментов и механизмов работы органов местной власти и влияния на них жителей, избирателей, налогоплательщиков — было исключительной новацией. При этом жители становились полноправными участниками местного самоуправления (МСУ), получая возможность участия не только в условиях альтернативы выборов, но и самоорганизуясь по месту жительства в территориальное общественное самоуправление (ТОС), органы которого могли приобретать статус юридических лиц.

Уже в конце апреля 1990-го года закон с поправками и дополнениями был принят Верховным советом СССР.

Сразу же после декларирования закона «похожие стали находить друг друга». Подвижники из разных городов и весей рассылали свои наработки как предложений в закон о местном самоуправлении, так и в граничащие с ним законы, проекты устава ТОС, первые решения местных органов власти. Уже к лету 1991-го года в Саратове было зарегистрировано несколько комитетов и совет ТОС: «Солнечный», «Елшанка», «Центр» и др. Соответствующие решения, правообеспечивающие дальнейшее МСУ и ТОС, принимались депутатами Саратовского городского совета народных депутатов.

В Москве, через год после принятия закона, было зарегистрировано более 40 КТОС, которые своим явлением подтверждали то, что старая схема административно-территориального деления с 36-ю районами требует полного изменения – местное самоуправление должно осуществляться на сравнительно небольших территориях. В условиях крупных городов, как следует из мировой практики, этот показатель составляет 40–70 тысяч жителей. Вскоре в столице была утверждена новая схема территориально-административного деления. К несчастью, по такому пути пошли очень немногие города, и опыт организации городского самоуправления прекратил свое развитие и по этой причине тоже.

Если в начале 90-х годов Саратов имел свой представительно-законодательный орган – городской Совет народных депутатов, формировавший консолидированный бюджет, имел 6 разновеликих района со своими бюджетами и депутатами, утверждавшими эти бюджеты и работавшими в своих полномочиях, плюс зародившееся ТОС, как часть системы городского самоуправления (их финансирование шло на установленные части налогов и сборов), то с конца 1996 года мы имеем то, что имеем. То есть полученную от авторитарного режима схему с теми же 6-ю разновеликими районами и городскую думу из 31 депутата (с 2006 г. их стало 43). Сохранившееся на некоторых территориях города ТОС перешло на грантовую поддержку администрации и насущных интересов жителей не представляет.

На мой взгляд, первая попытка законодательного утверждения принципов МСУ была удачной: создавались предпосылки к тому, что жители и их объединения смогут стать полноправными участниками и субъектами прав в МСУ. В 1992 г. ВС РСФСР принял свой закон о МСУ, но все же «рамки – основы и принципы» были заложены в том союзном проекте и они продолжали служить ориентирами для местных законотворческих разработок вплоть до ликвидации советской власти осенью 1993 года. И даже на 2–3 «инерционных года» позже, когда в 1996 году Государственной Думой из трех вариантов проекта закона «Об общих принципах организации МСУ в РФ» был принят президентско-правительственный. «Общественный проект», идеи которого перед депутатами Госдумы озвучивал годом раньше вернувшийся на Родину А.И. Солженицын – не прошел. На местном самоуправлении, как системе полноправного гражданского участия жителей в решении вопросов местного значения, был поставлен «жирный крест».

От идей и принципов, заложенных в общественных наработках 1989–1993 гг., от «постулата Солженицына»: «Без народовластия, без местного самоуправления России никогда не быть сильным государством» с каждым годом мы удаляемся семимильными шагами.

На мой взгляд, очень важно сказать, что для наших политиков, включая саратовских, выбор по организации МСУ, в первую очередь городского самоуправления, был. Сразу же после ликвидации Советов народных депутатов на всех уровнях: областном, городском, районных были созданы Комитеты по реформированию органов государственной власти и МСУ. В этих комитетах работали, получая зарплату и приобретая статус государственных служащих, многие нынешние чиновники, нередко гордясь тем, что стояли у истоков самоуправления в г. Саратове. Они-то гордятся, только жителям наших городов и весей гордиться-то нечем – на недоверии, безответственности и безучастности самоуправление не построишь. Интересно, что нынешние чиновники и депутаты даже понимать не хотят, что ответственны они перед избирателями не за местное самоуправление, а за его организацию! Как говорится, почувствуйте разницу. Нынешняя организация МСУ предполагает распродажу городской земли, выдачу разрешений на точечную застройку, на уничтожение зеленых насаждений, предполагает участие чиновников и депутатов в «распиле» бюджетных денег с соответствующими откатами. Многое, только не организацию участия жителей в решении вопросов местного значения.

И вот уже три президента «днем с огнем под фонарем» ищут для нации объединительную идею. Недавно и оппозиционер Г. Каспаров в своей статье «Россия после Путина» «засветился с тем же фонарем»: К несчастью, даже те, кто используют самые демократические призывы, не видят в местном самоуправлении той мобилизующей идеи, которая способна объединить людей в самых близких им интересах, создать условия для становления и развития гражданственности снизу.

Интересно, что сейчас в основном под эгидой «Единой России» проводятся заседания круглых столов с обсуждением статьи президента Д. Медведева «Россия, вперед!». Одобряется все сказанное президентом, как 20 лет назад – все сказанное Генеральным секретарем, но предложений нет.

Конституционно полноценное, полноправное местное самоуправление – вот панацея разумного демократического объединения!!!

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |