| К свежему номеру |
Осмысливая прошедшее...
Николай Травкин Мы любим давать советы другим. Сейчас на повестке - как им обустроить Украину. И, – в первую очередь, – непременный переход к федерализации. Хотя, если не лицемерить, то сами мы живём в государстве, по сути, сильно унитарном. Кроме того, я убеждён, что вопрос взаимоотношений центральной с региональными властями - второстепенный, а устойчивость государства зиждется на базовом уровне - местном самоуправлении.
Николай Травкин
А когда происходит испытание государства на устойчивость? Когда его трясёт. Россию трясло всю половину её первого десятилетия, до середины 90-х. Именно в эти годы, сумбурно, с перехлёстами иногда, и происходило становление института МСУ. С одной стороны, у центра и региональных властей не было ни структур, ни ресурсов для поддержания жизнедеятельности на местах. С другой стороны, избранные в плотной конкурентной борьбе муниципальные депутаты горели желанием самим командовать и понимали, что надеяться не на кого. Т.е., верхи жили по принципу «не до вас», а низы – «спасение утопающих - дело рук...».
Не Кремль, не губернаторы, а муниципалы осуществляли бартер для избежания голода в своих городах и районах. Они устанавливали правила для местного малого и среднего бизнеса - и он бурно развивался. На них, на муниципалах удержалась тогда Россия, а не «на чекистском крюке». И главная вина демократов (моя в том числе) - что, как только стало полегче в стране, - бросили МСУ, перевели в разряд третьестепенных задач и переключились на «масштабы государства».
Россия привыкала к новым, рыночным правилам жизни, успокаивалась, стали наполняться нефтегазовые трубы и тут только начали распрямлять плечи «силовики». Вот тут они и отыгрались на муниципалах за свою немощность в начале 90-х и вот тут-то и появился тот «крюк», на котором и удавили выходящее из подросткового возраста местное самоуправление...
Чтобы не уходить в воспоминания, в политику, в философию, просто изложу несколько очевидных, на мой взгляд, выводов:
1. Нам предстоит очень тяжёлый период и не надо надеяться, что «пронесёт»;
2. В этот период у центральной власти значительно ослабнут привычные рычаги поддержания стабильности: деньги и страх;
3. Чтобы не свалиться в хаос, не развалится как государство, необходимо включение таких ресурсов общества, как:
- самоответственность граждан за себя и свои семьи;
- чувство сопричастности к происходящему в своём городе, селении;
- механизмы конкурентного формирования власти, контроля и воздействия на неё со стороны граждан;
4. Это может быть привито только на уровне МСУ. Но становление МСУ, в отличие от 90-х, не может базироваться на «демократической романтике» (испохабили), а также на инициативе и чистоте борющихся за власть (коммерциалировали и коррумпировали). Следовательно, вопрос стоит не столько в «разрешении» и передаче средств-полномочий, сколько в «принуждении к МСУ».
Основным смыслом и содержанием МСУ должна стать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, что «никто за вас порядок у вас в городе, поселке не наведёт. Вам передаются ресурсы и вы сами решаете свои местные проблемы.» Ремонтов водопроводов через прямые линии с Президентом больше не будет;
5. Становление института МСУ должно стать главной задачей всех властных уровней и, особенно, законодательных. Остальные проблемы должны рассматриваться через призму интересов МСУ;
6. Ни центральная власть, ни общество, ни оппозиция отдельно не смогут выполнить эту работу. Всеми ими МСУ должно быть признано и задекларировано как общая точка приложения сил, как то «звено», за которое необходимо тянуть вместе. МСУ должно быть признано Кремлём и всеми общественно-политическими силами своеобразной «зоной водопоя во время водяного перемирия»...
Если и в этот раз мы не начнём подводить фундамент, то наше общее здание обречено. И его развал – лишь вопрос времени...
Справка
Николаай Ильиич Травкин (род. 19 марта 1946, деревня Новоникольское Московской области, СССР) – российский политический деятель. В прошлом — секретарь президиума федерального политсовета СПС по региональной политике (2005-2006), депутат Государственной Думы нескольких созывов.
Окончил Клинский строительный техникум и физико-математический факультет Коломенского педагогического института (заочно).
После службы в армии работал в Главмособлстрое и Гидромонтаже.
Был главой администрации Шаховского района Московской области; избирался депутатом Московского областного Совета народных депутатов, народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР, народным депутатом РСФСР.
Состоял в КПСС (1981-1989).
В 1990 году создал Демократическую партию России.
В 1990 году избран народным депутатом РСФСР от Вишняковского территориального округа, после референдума 25 апреля 1993 года сложил депутатские полномочия.
С 1991 по 1996 год (с небольшими перерывами) работал главой администрации Шаховского района Московской области.
В 1993 году киностудией «Леннаучфильм» был снят научно-популярный фильм «Аграрная реформа Николая Травкина» (режиссёр-оператор В. А. Петров)
12 декабря 1993 года избран депутатом Государственной Думы по списку ДПР.
С 29 апреля 1994 года по 10 января 1996 года – член Правительства Российской Федерации.
В 1995 году избран депутатом Государственной Думы 2 созыва (фракция НДР).
В 1999 году избран депутатом Государственной Думы третьего созыва (список Яблоко), перейдя затем во фракцию СПС.
В 2005 году избран секретарем президиума федерального политсовета СПС по региональной политике, был на этом посту до апреля 2006.
C 2006 года – член президиума Российского народно-демократического союза; поддержал кандидатуру Сергея Собянина на выборах мэра Москвы 2013 года.
Интернет-энциклопедия Википедия
Весь номер на одной странице
|