Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 4 (562) от 03.02.2011

 

Б.Н. Ельцин: Белое и черное

Дорогие россияне (Николай СВАНИДЗЕ www.ej.ru)

Спасибо за помощь! (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

Соблюдайте масочный режим (Пресс-служба министерства здравоохранения Саратовской области)

Право на демократию (Татьяна РАЙС)

Дело Лысенко: политика, и ничего больше ((www.vzsar.ru))

Разговор о здоровье в клубах дыма (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Душистые душительницы (Ксения БАТУЗОВА)

День спорта в Саратове (Татьяна РАЙС)

Ольга Баталина: «Важно распространить удачный опыт» (Татьяна РАЙС)

Здравоохранение Саратова: Федерация нам поможет (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Бюджетную медицину отреставрируют (Виктория САТЧЕНКО)

Выбросы Жиркомбината безвредны (Соб. инф)

Тарифы на ЖКУ в среднем выросли на 11 % (Министерство информации и печати области)

Энергетики просят прокуратуру (Отдел по связям с общественностью ОАО «Волжская ТГК» в г. Балаково)

Стоимость ЖКУ при расчете субсидий (Комитет государственного регулирования тарифов области)

Долг УК и ТСЖ Саратова за тепло — 1,5 млрд рублей (Пресс-служба ОАО «Волжская ТГК»)

Шадриковое хозяйство (Анатолий ВАССЕРМАН, «Бизнес-журнал» № 9 от 08 сентября 2010 года)

«Криминальный авторитет» из 2 «А» класса (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

Обращение (Б.М. РОДИН)

Заместителю генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» Е.В. Евстратову (П.Л. ИПАТОВ)

Наука о городе (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Мэрия зажигает «звезды» (Виктория САТЧЕНКО)

«Пляска смерти» по-балтийски (Светлана ТЕНЕТКО)

Музыка счастья (Светлана ТЕНЕТКО)

Из Швеции – с любовью (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

История и Современность

Историко-культурный ресурс города

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Театральная площадь Саратова – объект, неразрывно связанный с историей города. Ей посвящено много страниц в иллюстрированных изданиях. Но как цельное историко-культурное пространство Театральная площадь, она же (в обратном порядке) – Революционная, Театральная, Торговая, Хлебная – не осмыслена. Между тем, площадь несет отпечатки двух последних веков развития города, давшие не только эстетически привлекательные образцы архитектуры, но и отношения города с властью, отразившие ментальные особенности населения и позволяющие отследить формирование ментальной культуры горожан.

Площадь часто критикуют. И за эклектику застройки примыкающего к площади пространства, и за эстетические недостатки архитектурного наполнения площади, и даже за «непонятные» сооружения, называемые памятниками. Такая критика, в чем-то справедливая, опирается, видимо, на представления о неких идеальных образцах площадей и памятников, с коими и сравнивается. Играет роль в таком сравнении и недооценка исторического своеобразия площади, которое само по себе является историко-культурным ресурсом. К тому же, «идеальная» площадь, такая, например, как Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге или Красная в Москве, – это сформировавшиеся и «застывшие» объекты, в то время как Театральная площадь в Саратове – живое, все еще формирующееся и развивающееся пространство.

Так, только за период пребывания на губернаторском посту Дмитрия Аяцкова на площади и прилегающем к ней пространстве были воздвигнуты пять (!) историко-культурных знаков, пять памятников: памятник Столыпину у двух Дум; реконструированная часовня Александра Невского, некогда поставленная в память об избавлении от гибели царя Александра II, и рядом с часовней – Поклонный крест братьям Кириллу и Мефодию. Оба последних сооружения, кроме всего прочего, – стигматические знаки, знаки возрождения и укрепления церкви. Почти напротив них – на другом конце площади – воздвигнута стела героям УВД.

И, наконец, памятником, вызвавшим наибольший резонанс, можно считать памятник братьев Щербаковых «Сердце губернии» во дворе правительственного здания. Этот памятник, в народе еще называемый «Инфарктное сердце губернии», как ни удивительно, оказался очень гармоничным относительно места, где установлен. Он несет нагрузку прямо-таки метафизического плана, является своеобразной стигмой, или меткой церкви Петра и Павла постройки 1818 года и, видимо, Иверской часовни, на месте расположения которых это «сердце» размещено. А, кроме того, стигма относится и к геоморфологии Саратова – его трещинам. «Инфарктное сердце» установлено не только на месте церкви, но и практически на узле геоморфологических трещин, расходящихся от места его установки. Имеются многочисленные снимки, запечатлевшие с разных точек виды места, где находилась церковь и прилегающие к ней торговые ряды. Увидеть это прошлое, «оживить» его способна интересная, малозатратная и потому практически легко реализуемая идея, родившаяся в среде выпускников ПАГС. Заключается она в предложении установить большие щиты-фотографии городских видов прошлых лет в тех местах, откуда эти фотографии были сделаны. Щиты должны иметь небольшие прозрачные окна, открывающие современный вид этого же места.

По-крайней мере, вокруг Театральной площади есть несколько таких точек, где можно реализовать эту идею. Например, вид от угла улиц Московской и Радищева (от пассажа Лаптева) вдоль Московской на Торговые ряды, или от угла улиц Первомайская и Радищева на знаменитое здание с балконом-трибуной революционных ораторов – здание Аграрного университета. Этот вид можно скопировать с открытки, выпущенной изданием А.Е. Федина и В.И. Покровского. Поясняющие снимки на подобных видовых щитах еще более усиливали бы познавательную ценность и туристическую привлекательность этих устройств. Нечто отдаленно похожее сделано в Ульяновске. Там на отдельных столбиках вдоль тротуаров вывешены большие копии старинных фотографий видов и сооружений от того места, где располагается щит. Саратовская идея, однако, намного интереснее не только с точки зрения историко-культурного ресурса, но и эмоционального воздействия. Все, однако же, упирается в ментальность власти: она готова скорее затратить немереные деньги на прославление себя, собой же любимой, с помощью гигантских рекламных щитов, чем подняться до рассмотрения и использования на благо города и горожан его историко-культурного потенциала с помощью таких же щитов.

В советское время Театральная площадь, переименованная в площадь Революции, отмечена памятником «Борцам социалистической Революции», фактически являющимся «Мифом социалистической Революции» в центре Саратова, памятной доской на здании Аграрного университета в память о революционных сходках и, в более позднее время, – памятником-бюстом А. Радищеву и памятником В.И. Ленину Александра Кибальникова. Позднесоветский и постсоветский периоды – самые, пожалуй, плодовитые на исторические отметины. Начало было положено закладным камнем жертвам политических репрессий, памятной доской на здании областной библиотеки известным либеральным деятелям Львову и Федотову, мемориальной доской Ивану Панфилову на углу здания бывшего Манежа, а также образованием народного исторического музея бывшего Суворовского училища.

Композиция площади Столыпина, примыкающей к Театральной площади, особенно знаменательна и символична. Она – материализованная иллюстрация исторического спора, перекличка эпох: от А. Радищева – к табличке о бурных годах начала XX века, времен столыпинского губернаторства в Саратове, а от нее – к самому Столыпину в окружении представителей сословий. Видимо, в этом или близком к нему месте произошло одно из покушений на Столыпина. В воспоминаниях одной из его дочерей – Марии – случившееся описано так: «Прямо с парохода он, в сопровождении полиции, отправился пешком к центру беспорядков на Театральную площадь. По мере того, как он приближался к старому городу, стали попадаться все более возбужденные кучки народа, все недоброжелательнее звучали крики, встречающие папа, спокойным ровным шагом проходящего через ряды собравшихся. Совсем поблизости от места митинга из окна третьего этажа прямо к ногам моего отца упала бомба. Несколько человек около него было убито, он же остался невредим и через минуту после взрыва толпа услыхала спокойный голос моего отца: «Разойдитесь по домам и надейтесь на власть, вас оберегающую». Под влиянием его хладнокровия и силы страсти улеглись, толпа рассеялась, и город сразу принял мирный вид» (www.wikipedia.org).

Позже, по указанию губернатора балконы углового дома были за одну ночь снесены, чтобы они не использовались в качестве трибун революционными ораторами, но снимок углового дома еще с балконом имеется. Напоминанием о тех событиях и служит памятная доска, установленная на углу этого дома.

На этой небольшой площадке между двумя думами – городской и областной – (назвать ее площадью даже как-то неловко) сошлись и архитектурные стили – от ампира до специфического саратовского «салькоко», чему можно посвятить и отдельный рассказ, и даже отдельную экспозицию.

Вообще, с точки зрения туристической ценности, рассказ о саратовской Театральной площади явно не вмещается в формат беглого осмотра площади и ее памятников, как это обычно происходит во время экскурсий. А для самих же саратовцев историко-культурная аура площади просто «темное пятно». Между тем, многие точки Театральной площади заслуживают не просто рассказа о них, но и отдельных экспозиций. Не случайно, что вокруг площади, включающей художественный супер-музей имени А. Радищева, образовалась малые музеи: кабинет-музей Вавилова в Аграрном университете и музей Суворовского училища. Исходя из обилия исторического материала, и сама площадь может рассматриваться как уникальное музейное пространство, напрашивающееся на то, чтобы его реально локализовать, то есть – музеефицировать.

Современный подход к таким пространствам выразился в формировании концепции уникальных исторических или историко-культурных территорий (УИТ, УИКТ). Пока такая концепция получила признание применительно к природным заповедникам, что, впрочем, не исключает ее распространения и на городские историко-культурные пространства. Суть ее в том, что историко-культурные пространства, объявленные уникальными, рассматриваются как рассредоточенные музеи, включающие в себя как собственно территорию, так и музей этой территории. Такой подход позволяет с наибольшей полнотой отразить и сохранить историко-культурную основу формирования территории, сберечь и имеющиеся памятники и предотвратить нежелательную застройку пространства, отнесенного к УИКТ. Это особенно важно для городов, не имеющих музея истории города (к каковым, увы, относится Саратов), но имеющих исторический центр.

Богатство и разнообразие, выдающаяся эклектика историко-архитектурной композиции Театральной площади и ее история таковы, что напрашивается идея Музея истории Театральной площади. Возможно, как начальной стадии, – в виде виртуального музея, с локализацией в дальнейшем в каком-либо из прилегающих к площади зданий, например, в бывшей школе детского творчества. Такое действие могло бы положить начало и формированию музея города Саратова, отсутствие которого просто не к лицу городу, некогда претендовавшего на звание «столицы Поволжья».

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |