Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 47 (326) от 01.12.2005

 

Жизнь, сцена, память (Ирина КАБАНОВА)

Нападение на Санникова (Сергей ЛЮБИМОВ)

Новый год будет холодным? (Соб. инф)

Странные совпадения (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Оппозиция объявила бойкот (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Драма с комедией (Александр КРУТОВ)

Вокруг мэрии подмели (Сергей ЛЮБИМОВ)

Инициатива задержала повышение зарплаты (Александр КРУТОВ)

Наркотики без национальности (Сергей ЛЮБИМОВ)

К красоте противопоказаний не существует (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Невейницын вышел на свободу

Авария на аварии (Соб. инф)

“Единая Россия” перевернула формулу (Александр СВЕШНИКОВ)

Народ не впечатлился (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Достижения от скуки (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Ольга Алимова: “Я никогда не покидала рядов Компартии” (Беседовал Александр КРУТОВ)

Эти изменения необходимы (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ “Солидарность”)

Цена отказа (Владимир Горбачев)

На хитрого водителя найдётся инспектор (Сергей ЛЮБИМОВ)

Амнистия нелегальным новостройкам (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Перспектива в эфире (Ирина КАБАНОВА)

Спросите у Диккенса (Штатный Зритель)

Весёлое покушение на романтику (Анна САФРОНОВА)

Писать — значит бездельничать (Элен ЛАЗАР)

Экзотика на столе (Штатный Гурман)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Школяр с портфолио

Ирина КАБАНОВА

Образовательная система — та многострадальная нива, на которой эксперименты никогда не заканчиваются. От многих учителей мне довелось слышать, что еще ни один такой эксперимент ни к чему хорошему не привел. Начиная с этого года в школах проводится новый федеральный эксперимент — введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9—11-х классах.

Знакомый профиль

О сути эксперимента мне рассказала главный специалист управления общего образования министерства образования Саратовской области Светлана Горемыко. Профильное обучение — понятие далеко не новое. Оно возникло еще в 1864 году, когда были организованы классическая гимназия, готовившая к поступлению в университет, и реальное училище, обучавшее ремеслу. В последнее десятилетие под профильным обучением понималось деление старших классов на гуманитарные, естественно-научные и математические, которые школьники выбирают, сообразуясь со своими способностями и склонностями. Однако, как оказалось, такое обучение не имеет единого образовательного пространства.

— Например, в гимназии № 58 и физико-техническом лицее № 1 углубленно изучают физику и математику, — говорит Светлана Валентиновна. — Но это не значит, что ребенок из гимназии № 58 с легкостью сможет продолжить образование в ФТЛ, потому что у них совершенно разные программы. Поэтому одной из целей эксперимента по профильному обучению является создание единого образовательного пространства. Для этого вводятся единые образовательные стандарты первого поколения, и в программах четко выделены 2 уровня: базовый и профильный. В базовом уровне — 8 основных предметов: математика, русский, литература, история, иностранный язык, физкультура, обществознание и естествознание. Примерные профили — химико-биологический, физико-математический, биолого-географический и так далее.

Интересно, как учащиеся будут получать этот профиль. Планируется, что старшеклассники делают запрос на тот или иной профильный курс (это определяет диагностика учащихся), и, если школа в состоянии его организовать (есть кому учить и какими средствами), в ней будет организована внутришкольная модель профильного обучения. Если возможности школы не позволяют проводить профильное обучение собственными силами, учащиеся должны будут посещать профильные курсы в другой школе, вузе или среднем специальном учебном заведении. Это так называемая сетевая модель взаимодействия. Неясно только, как это будет выглядеть. Идти ребенку после уроков в своей школе за знаниями в другое место? И многие ли туда дойдут, оказав сопротивление нормальному желанию побыстрее оказаться дома? Предусматривается также возможность выделить для профильных курсов отдельный день, но как увязать его с учебной нагрузкой старшеклассников? Сегодня у них по 6—7 уроков шесть раз в неделю, и раскидать часы ради того, чтобы освободить день, вряд ли возможно. Однако с введением профильного обучения изменяется и содержание образования: сейчас 90 процентов учебного плана отдается базовым предметам: русскому языку, математике, физике и т. д. По новым стандартам базовые предметы будут занимать 50 процентов учебного времени, остальное будет отдаваться профилю и так называемым элективным курсам.

Мы выбираем, нас выбирают

В 9-х классах вводится предпрофильная подготовка. С нынешнего учебного года эксперимент начался в 168 школах области. Полностью предпрофильной подготовкой охвачены 9-е классы в Балашовском, Советском, Красноармейском районах и Кировском районе Саратова. В других районах в эксперименте участвуют по 1—2 школы. В следующем году к нему подключатся Саратов, Энгельс, Балаково, Вольск и Маркс.

Предпрофильная подготовка связана с введением нового общегосударственного стандарта образования, нового базисного учебного плана, элективных курсов и независимой накопительной системы оценки — "портфолио".

Элективные курсы — это занятия по выбору, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.

Названия элективных курсов совсем не похожи на обычные уроки: "Физика в быту", "Космос в моей жизни"… Согласно эксперименту I четверть посвящена ориентационным элективным курсам, которые имеют целью создать у учащихся общую картину мира, показать взаимосвязь различных предметов. Ребят знакомят с образовательной картой территории, где они проживают (какие вузы, училища, техникумы там расположены, в каких школах какие профили будут открыты), проводят тренинги, диагностику, определяющую, какие типы деятельности подходят — словом, ведут профориентационную работу. Все это делалось и раньше, на классных часах, но не всегда это бывало и бывает системно. А именно системностью должны будут отличаться элективные курсы.

Во II четверти начинаются предметно ориентированные курсы из различных блоков: гуманитарного, физико-математического, естественно-научного, из которых нужно выбрать один обязательный. Наиболее жадные до знаний могут посещать три курса сразу. Правда, это возможно, если они будут разведены во времени. Ребенок может выстроить для себя определенную линию: во II четверти посещать курсы, связанные с математикой, в III — с физикой, в IV — с информатикой, если он определился с дальнейшим профилем. А может каждую четверть выбирать новый блок, если не знает, к какому берегу прибиться. Это должно помочь ему сориентироваться. Оценки за элективные курсы не ставятся, зато есть четырехбалльная шкала активности учащегося. Итоговое занятие — конференция или защита проекта, то есть мероприятие, где ребенок в состоянии себя проявить.

Вообще-то, для лицеев и гимназий ничего нового в этом подходе нет. Например, в лицее гуманитарных наук по такой схеме идут спецкурсы по истории, обществознанию, археологии, литературе, ведут которые преподаватели СГУ. В течение года учащиеся 9—11-х классов посещают выбранный курс и пишут работу, с которой выступают на конференции "Политика вокруг нас". Кстати, деятельность исключительно полезная: некоторые раскрываются совершенно с другой стороны и даже находят себя в такой научной работе. А в том, что это настоящая научная работа, сомневаться не приходится: в библиотеках дети засиживаются до неприличия.

Результаты работы на элективных курсах, а также результаты различных олимпиад и конкурсов будут вноситься в "портфолио" — так называемый портфель индивидуальных достижений ребенка. Как дополнительный стимул это не повредит. Возможно, что при комплектовании профильных классов, особенно в инновационных учебных заведениях, где существует конкуренция при поступлении, эта папка будет играть определенную роль. Заводить ее рекомендуется в 9-м классе, но в некоторых школах ее вводят уже со второго — чтобы был виден рост. Конечно, для малышей все это серьезно, но вряд ли пятерки в третьем классе будут иметь вес для девятиклассника, сдающего экзамены в профильный класс.

Интересным опытом в рамках предпрофильной подготовки должны стать социальные пробы учащихся: предполагается, что им будет позволено поработать на предприятиях и в учреждениях. Такая идея прозвучала от замглавы администрации Ленинского района Вадима Снарковича, который предложил организовать взаимодействие учащихся и предприятий. Насколько это реально, покажет практика. Во всяком случае практической подготовке будет уделяться больше времени, чем теоретической.

Элективные курсы планируются и в 10–11-х классах, а их содержание будет направлено на подготовку в вуз, на расширение знаний базовых дисциплин и на то, чтобы дать углубленную подготовку по тому или иному предмету.

Что касается нагрузки в 9-х классах, то она не увеличится. "Занятия проводятся в рамках максимальной нагрузки, — говорит Светлана Горемыко. — Расписание согласуется с Роспотребнадзором, очень строго просчитывается каждый час, мы не имеем права перегружать детей. Эти три часа — компонент образовательного учреждения. Раньше учреждение могло направить эти часы на усиление того или иного предмета или ввести за счет них свой факультатив или спецкурс. Теперь они направлены на элективные курсы". И, что немаловажно для родителей, они бесплатные.

Зачем это надо

По статистике только 30 процентов старшеклассников осознанно подходят к выбору профессии. В этом играет роль отсутствие разносторонней информации и о рынке труда, и о профессиональных перспективах. Помочь учащимся сориентироваться и объективно сделать выбор будущей деятельности и является задачей эксперимента. Все в совокупности же подчинено обеспечению доступности качественного образования — основному положению закона "Об образовании". Насколько вся эта система будет доступна и не пострадает ли качество, покажет время. Безусловно, возникнет масса организационных и технических вопросов. Например, составление расписаний, решение вопроса с транспортом для сельских школ, обеспечение новых учебных программ учебниками, которые издательство "Просвещение" планирует выпустить по профильному обучению. И это только малая часть. Хотелось бы, чтобы эксперимент вдохнул жизнь в заканчивающих школу на автопилоте отроков, но в то, что удастся избежать хаоса, почему-то не верится.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |