Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 11 (290) от 24 марта 2005 года

 

Странный выстрел на Астраханской (Александр КРУТОВ)

Аяцков прощается с областью (Александр СВЕШНИКОВ)

Комиссия умыла руки (Соб. инф)

Народ не знает о референдуме (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Болтухин предсказал весну (Елена НАЛИМОВА)

Метизный завод будет закрыт (Александр КРУТОВ)

ТСЖ создать — не поле перейти (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Деньги вернут, но Аяцков не пострадает (Александр КРУТОВ)

Автомат нашел, пистолет собрал (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Снимается фильм по семейной истории Табаковых (Елена НАЛИМОВА)

Митингующие искали врага (Александр КРУТОВ)

Разорение волжских шейхов (Александр КРУТОВ)

Политическая цензура в саратовских СМИ (Александр СВЕШНИКОВ)

Проект необразования (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

Хитрые проценты (Антон ВАСИЛЬЧУК)

Ложь порождает культуру (Анна САФРОНОВА)

Застенчивость: недостаток или достоинство? (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Не Яндексом единым… (Кирилл ПАНФИЛОВ)

В России будет создан банк спермы (Елена НАЛИМОВА)

Эти загадочные “Е" (Ольга СТЕПАНОВА)

Музыкальный вирус мирового масштаба (Кирилл БИТЛОВ)

Планета в кольце (Виктор ГЕЙМЕРОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Станут ли наши школы парками?

Елена НАЛИМОВА

Что греха таить, для новаторства и в педагогике Саратов — не лучший полигон. В то время, как в других российских городах вовсю внедряются интересные педагогические технологии, в саратовском образовании самыми передовыми остаются учебные заведения с фирменными брендами "гимназия" и "лицей". Наши чиновники от образования гордо называют их "инновационными учебными заведениями", на деле же инновационность оборачивается примитивными параметрами — повышенной платой за обучение, позволяющей отсеять "достойных" учеников, а также более высоким, по сравнению со средним, уровнем подготовки педагогов. Во всем остальном гимназии и лицеи ничем не отличаются от школ прошлого — стандартные уроки, проводимые учителями старой закалки по стандартным же методичкам и, как результат, стандартные выпускники, имеющие одну-единственную внедренную в их сознание родителями и школой цель — поступить в такой же "инновационный", то есть престижный и дорогой ВУЗ. О том, что такое в действительности новое образование, можно было услышать и примерить на себя на прошедшей 14-15 марта в Саратовском педагогическом институте конференции "Проектное обучение в профессиональном и допрофессиональном образовании". Организовала ее Лаборатория продуктивного образования, созданная на базе кафедры педагогики института два года назад. Этим шансом воспользовались многие саратовские педагоги, наибольший интерес вызвали мастер классы координатора Парк-школ в России, эксперта федеральных экспериментальных площадок, практикующего педагога из Москвы О. Леонтьевой. Ольга Милославовна рассказала о своем опыте работы в инновационной школе и принципах организации такого обучения.

Необычная школа

Исходя из идеологии продуктивного обучения, привычную нам модель среднеобразовательного учреждения можно определить как "класс-школу", базирующуюся на принципе последовательного обучения детей в замкнутых одновозрастных группах (классах), согласно заранее созданному взрослыми людьми расписанию уроков. Парк-школа предполагает другую структуру обучения, основанную на свободном выборе учащимися мест и форм учебных занятий, которые проводятся в открытых разновозрастных учебных группах. Что это, анархия или свобода передвижения в заранее заданном пространстве? Ни то, ни другое. Парк-школа строится на таком понятии, как воля — воля каждого отдельного индивидуума к получению знаний. В связи с этим привычные термины, употребляемые в класс-школе, приобретают новый смысл. Например, простое понятия "класс": в обычной школе это — закрытая одновозрастная группа детей, в Парк-школе — не более, чем указание на год обучения или возраст ученика. Сам урок из конкретного занятия, стоящего в сетке расписания, превращается во временной промежуток, предназначенный для работы, но не обязательный для повсеместного посещения. Вместо классических уроков проводятся "парк-студии" — учебные занятия, складывающиеся в зависимости от того, кто пришел в данный конкретный день и с какими запросами. Парк-студии проводятся таким образом, чтобы каждый ребенок мог работать по собственному, им самим составленному образовательному плану. Учебные программы обычной и Парк-школы имеют общие параметры, но они сведены к минимуму: исходной и конечной точке — поступлении и сдаче государственного экзамена.

Ольга Леонтьева вот уже девять лет работает в созданном по концепции Парк-школа, НПО "Школа самоопределения". Во время мастер-класса, организованного в рамках конференции, она делилась с саратовскими учителями собственными наработками, касающимися манеры преподавания в инновационной школе. Зачастую эти рекомендации звучали непривычно, например: "Память — орган забывания, не требуйте от ваших учеников автоматического заучивания материала" или "Пускайте учеников плыть по течению, не сдерживайте их порывы, математику прекрасно можно познавать через экономику или даже через вязание, у меня были такие примеры". А так Леонтьева отозвалась об отличниках: "Их необходимо спускать с небес на землю и переводить из позиции призрения к позиции поддержки середников и отстающих учеников".

Образование по-саратовски

За два года, которые в Саратове работает Лаборатория продуктивного обучения, многие принципы Парк-школ стали близки и саратовским педагогам. Экспериментальные площадки, где и учителя, и дети пробуют себя в новом образовательном формате, открыты в восьми образовательных учреждениях города. Огорчает одно: методика обучения на основе творческих проектов воспринимается пока не более, чем дополнительная, факультативная. Перевести на новые рельсы хотя бы один класс, не говоря уже о школе, в Саратове пока не решился никто. Такой консерватизм объясняется несколькими причинами. Основной является социальный вектор родительского "заказа" на образование ребенка. Перед учеником ставится конкретная цель — поступить в ВУЗ, желательно престижный. Глубина и качество знаний при этом отходит на второй план, первостепенную роль играют оценки. Значит, если в Саратове и будет создана Парк-школа или любое другое неформальное учебное заведение, потребуется время, чтобы убедить родителей в том, что это действительно полезно и, главное, перспективно для их ребенка.

Большой работы требует и определение организационно-правовой формы таких школ, идеальным решением в этом случае является частное учебное заведение, но в Саратове в настоящее время ничего подобного не существует. Бизнесмены не верят, что образование может быть выгодным вложением денег. Немаловажен и уровень престижа частной школы, вопреки сложившемуся в Саратове мнению, определяется он не ценой. В Москве, в частных учебных заведениях высокого уровня каждому ученику гарантируется поступление в хороший российский ВУЗ, а в некоторых — даже в иностранный университет. Представляете, какого качества должно быть образование? Провинциальные учителя пока не готовы к такому уровню преподавания, ведь заинтересовать ученика и вложить ему в голову реальные знания намного сложнее, чем отчитать урок по методичке. Не подходит для новых образовательных форм и закоснелый костяк старой "советской" школы — тоталитарная форма построения педагогического коллектива.

Дворец творчества заменит школу

Однако есть и положительные примеры. О первых шагах новой педагогики в Саратове рассказывает заведующая кафедры педагогики СГУ, профессор Галина Константиновна Паринова: "Для того, чтобы передовые идеи пришли в наши школы, нужно желание самих учителей и особенно директоров школ. К сожалению, многие из них приближаются к пенсионному возрасту и не намерены что-либо менять. На одном из совещаний я предложила учителям нескольких саратовских школ начать модернизацию с малого — с классных часов, поводить их не принудительно, а исходя из принципа свободного выбора. Например, один класс из параллели устраивает классный час, посвященный 60-летию Победы, другой — проблемам экологии, третий — еще чему-нибудь, а ребенок выбирает — куда пойти и что послушать. Но в ответ на мое предложение учителя возмутились: "А если ребенок никуда не пойдет?". На что я ответила: "Не пойдет — значит, неинтересно". Как ни странно, первые ростки системы продуктивного образования в Саратове появились не в школах и гимназиях, а в учреждении дополнительного образования — городском Дворце творчества юных. Мы связываем с ним большие надежды. Да, сейчас там нет общеобразовательных предметов, но методика максимально приближена к принципам продуктивного обучения — на основании индивидуальных проектов и мини-исследований. Дворец творчества — образовательное учреждение и в перспективе может стать первой площадкой для возникновения в городе школы завтрашнего дня — по-настоящему инновационного учебного заведения.

К сожалению, на конференции, проходившей в пединституте, не было тех, от кого в первую очередь зависит возникновение в Саратове школ новой формации — родителей учеников и чиновников. Первым необходимо узнать о плюсах такой формы обучения для своих детей, а вторым — предложить конкретные пути развития саратовского образования. Нелишним было бы участие в таких мероприятиях и бизнесменов-меценатов, способных профинансировать наше будущее, мирно сопящее за партами на навевающих скуку уроках.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |