Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 13 (483) от 09.04.2009

 

Гагарин в Саратове (Николай СЛОНОВ, Тамара ФОКИНА)

Детский парк ждут приятные перемены (Екатерина БОГДАНОВА)

«У нас все есть», или Модернизация… развалин (Владимир ЕФИМОВ)

Эхо странного передела маршрутов (Александр ГАЛИНСКИЙ)

А не назвать ли улицу именем князя Гагарина… (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Одним дураком в политике (Екатерина БОГДАНОВА)

Оазис от «БАТ-СТФ» (Леонид ШУМАХЕР)

Обращение учредительного собрания Саратовского регионального отделения Объединенного Демократического Движения «Солидарность»

«Солидарность» состоялась. По-русски (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Умирающий тополь лег на дом (Владимир ЕФИМОВ)

Резолюция в форме «вопрос – ответ» (Александр ГАЛИНСКИЙ)

Народ жертвует Путину на билет в США (Владимир ЕФИМОВ)

Размытые границы Кумысной поляны (Дмитрий ДОБРОЛЮБОВ)

«Все меньше природы, все больше среды» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Вызов судьбы» Ансара Халилуллина (Екатерина БОГДАНОВА)

О нонконформизме с осторожностью (Александр ДАВИДЕНКО)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Даты

В. Кремер: "Мы счастие куем, и все нам мало..."

Татьяна САУХИНА

На юбилее принято произносить громкие речи и дарить подарки. Особенно если это даты представителей мира искусств.

На творческом вечере, посвященном 55-летию известного саратовского поэта Валерия Кремера, ничего подобного не происходило.

Встреча, прошедшая в камерной, весьма непринужденной атмосфере, превратилась в театр одного поэта, где виновник торжества, отказавшись от высокопарных поздравлений, просто читал стихи. Да и афиш, приглашающих на поэтический вечер, тоже не было. В Саратовском доме работников искусств собрались самые близкие почитатели таланта человека, который вот уже несколько десятилетий пытается в своих стихах «озябшие и ослепшие души» пробить к свету.

Все его творчество – о вечном противостоянии души и прозы жизни, убивающей все то лучшее, что есть в нас, с чем мы приходим в этот мир. В своих стихах Кремер – прежде всего философ. Для него жизнь каждого человека, быть может, за редким исключением тех, кому посчастливилось выполнить свое высокое предназначение, – трагична. Драматизм – в осознании нереализованных возможностей. «Каждый ощущает в себе необъятные силы, – говорит Валерий Кремер, – тысячи, десятки тысяч возможностей, из которых в данный момент он может осуществить одну. И так каждую минуту, каждый час, каждый день. Чем дольше живет человек, тем чаще у него возникает понимание неосуществимости вырваться из замкнутого круга. А иные и вовсе не могут сформулировать причину смутных сомнений, терзаясь странными, непонятными ощущениями. И им, чей внутренний мир разъедает такое неясное и неосознанное чувство, становится еще горше».

Песня падала моя.

Высоту теряли звуки.

Сквозь подставленные руки

Пронеслась ее струя…

И не превращаясь в лед,

Вздрагивали как живые

И рвались, рвались в полет

Крылья эти восковые…

Кремер – грустный поэт, его чтение требует особого состояния души. Лирический герой все время в поиске подлинных ценностей: истины, любви, дружбы, «непредательстве» самого себя. Самое страшное для него – переступить через собственную душу, изменить не только своим идеалам, но и своему предназначению, размениваясь на ничтожные мелочи. И тем самым разрушить себя, близких, тот мир, который так и не был построен.

Мы кузнецы с тобой,

И дух наш – молот.

Мы счастие куем, и все нам мало.

Уже, смотри, и небосвод расколот,

А мы все бьем, все бьем, куда попало.

Ощущение обманчивости, предательства, перевернутых представлений о вечных истинах. Не случайно нынешнюю действительность Кремер ассоциирует с «запахом лжи»: «А эта боль, что так внутри дрожит –/ Лишь мысль, что все замешано на лжи…» По мнению поэта, это скорее ощущение души, голос совести, говорящий о том, что живем мы как-то неправильно и неправедно, принимая те законы и стереотипы мышления, которые нам навязывают. Как удержаться на острие бритвы, не растерять себя? Как вытравить из себя этот неприятный и разъедающий запах лжи?

Поэт признает: да, в последние годы его стихи приобрели некую жесткость. Нет, они не стали трагичнее и безнадежнее, просто изменилась форма выражения. Жесткость, по словам Кремера, «неизбежный панцирь, который человек вырабатывает в борьбе за существование», своего рода способ сопротивления насилию, которое давит со всех сторон.

Стихи – это ведь всегда состояние души. Для читателей – это отзвук их мыслям и чувствам. Для их автора – отражение собственного душевного состояния. В. Кремер: «Что такое искусство? Это способ художественного познания мира, жизни, самого себя, которое можно осмыслить только сердцем». А еще – источник, через который пробивается внутренний голос поэта. Это взгляд на себя со стороны. Во многих его стихотворениях лирический герой – чаще всего сам автор, который ведет некий внутренний диалог, разговор с самим собой. И для кого-то, может, это становится настоящим откровением. И одиночество боли, возможно, уже не такое кричащее, и появляется смутная надежда, и хочется жить, дышать, творить.

Не все так безнадежно, и даже любовь, которая в кремеровской интерпретации – трагичное чувство, способна вырваться «из цепких рук хладеющей Земли». В одном из его стихотворений есть такие жизнеутверждающие строки: «В мире нет ничего кроме Света,/ Даже мрак – только спящий огонь».

Поэзия, и с Валерием Кремером трудно не согласиться, помогает выйти из состояния недовольства, разобраться в себе. Это – некое освобождение от душевных невзгод, элемент психотерапии. Смысл литературы и состоит в том, чтобы вывести людей из летаргического сна, напомнить, что у них одна жизнь, в которой они теряют что-то главное… Не правда, что роль поэта в современном мире утрачивается. Она словно живая вода, которая в противовес мертвой, способна оживить душу. Как говорит Валерий, – «ударить сердцем по сердцу, чтобы в чьей-то душе загорелась хотя бы маленькая искорка». И он ударяет, попадает в самую болевую точку. А главное, делает это такими, казалось бы, простыми словами, что, читая, невольно удивляешься: как легко написано, и вместе с тем – так пронзительно. Ну, что может быть проще и вместе с тем – настолько впечатляюще?

Дождинки, по стеклу скользя,

Бегут и не кончаются.

И думать о тебе нельзя,

Да вот не получается.

Представлю, что касаюсь рук –

Ты вздрогнешь, удивленная.

И в сердце превратится вдруг

Вселенная влюбленная.

Раз есть на свете я и ты,

То ни дождем, ни мелом

Уже не провести черты,

Чтоб разделить сумела.

Кремер не стремится к словесным лабиринтам, по которым бы блуждал читатель в поисках разгадки. «Для меня путь проникновения к струнам души – через простоту. Хотя я и сам когда-то экспериментировал со словами, но очень быстро понял, что вся заумь приводит лишь к тупику. И если для того чтобы у читателя забилось сердце, мне необходимо четыре простых слова, зачем мне строить тоннель из заумных хитросплетений?»

Один из саратовских композиторов сказал однажды, что стихи Кремера не нуждаются в музыкальном сопровождении, они уже сами по себе мелодичны и самодостаточны. Музыка для них была бы излишней. Может, это тоже одно из притяжений кремеровской поэзии? Стихотворения, которые Валерий Кремер читал на юбилейной встрече, были из разных сборников поэта – как самых первых, так и тех, которые вышли в последние годы. А иные и вовсе остались ненапечатанными, не вписываясь в художественную композицию книг. Но даже старые, давно знакомые и выученные наизусть произведения, становились неким потрясением, будто заново открывающим мир. Это, по-видимому, особенность таланта Кремера: его стихи никогда не будут «давным-давно пройденным материалом». Их можно читать бесконечно. Потому что в них поэт открывает всякий раз глубокие и светлые миры и, несмотря ни на какие очередные потрясения быта и бытия, красоту, добро и любовь делает в своих строках главными понятиями жизни.

Все, о чем он пишет, до боли близко и много раз пережито его читателем. Хочется снова и снова возвращаться на страницы его четырех сборников. В них невозможно не узнать авторского голоса Кремера, еще в начале своего творческого пути сумевшего выработать свою неповторимую, мужественно-романтическую интонацию, и начинать читать – да хоть с любой страницы, чтобы заново коснуться тонких струн своей души. Хотя бы вот такими строками:

Матери, где ваших весен даль?

Глаз ваших блеск синий?

Где ваша прежняя красота?

Где красота? – В сыне….

Я – сын твой. Твое богатство.

Самый необходимый.

Самое гордое счастье.

Самое нежное имя.

Я – сын твой. Я – ты. И только

Разница между нами:

Если мне просто больно –

Невыносимо маме.

Разве не щемит сердце?

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |