Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 35 (415) от 18.10.2007

 

Ни дня без гнева (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Страна челобитная, или Как нам врут (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Галкин – за объективность, СМИ – за профессионализм (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Писмо Президенту РФ Путину В.В. от дольщиков реконструкции аварийного здания бывшей гостиницы «Россия»

Кто захватывает и торгует «Россией» (Евгений ПРАВДИН)

Общественная палата, или «Похороны» законопроекта (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Агония политического режима (Г. Каспаров)

О пользе консалтинговых услуг (Владислав ЕРШОВ, бизнес-консультант, коуч (Продолжение следует))

О земле и воле с пристрастием (Алексей ГОЛЯКОВ)

Крыша – дело серьезное (Алексей ГОЛЯКОВ Саратов – Ульяновск)

Мукаддас Бибарсов: 20 лет веры в Поволжье (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Плавучая конференция (Татьяна Лисина)

Пока продолжается рэкет… (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Он пошел другим путем (Алексей ГОЛЯКОВ)

Саратов помогал МХАТу и дровами, и актерами (Владимир ЕФИМОВ)

Маскарад в отсутствии бала (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Книжная Полка

«Смерти нет» – этот лозунг всех религий осуществится…

Анна САФРОНОВА

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, уроженец города Хвалынска, умер в 1939 году. Спустя более чем 70 лет его дочь, 85-летняя Елена Кузьминична, которая и поныне живет и здравствует в Петербурге, вышла к читателю с книгой воспоминаний об отце – «Прикосновение к душе». Полностью книга еще не опубликована, но фрагменты из нее печатает cанкт-петербургская «Звезда» в сентябрьском выпуске.

Чтение увлекательное, а для саратовцев, для саратовской художественной среды – особенно. Пишет Елена Кузьминична хорошо, просто, сочетая личные впечатления и воспоминания с документальными свидетельствами, и, что важно, не ставит во главу угла свою оценку творчества отца.

Начинает она с небольшого эпизода: о том, как отыскалось пианино, когда-то принадлежавшее их семье, с росписью художника – его подарок жене. Русский музей в свое время отказался от «непрофильной» покупки, и пришлось затратить немало усилий, чтобы обнаружить новых хозяев, выкупить инструмент. Сейчас он передан дочерью художника в галерею им. К.С. Петрова-Водкина в городе Хвалынске.

С этого момента мемуаристка развертывает повествование вспять – к тем временам, когда Кузьма Петрович и его жена (полуфранцуженка-полусербка Мария) после 16-ти лет надежд и ожиданий обрели наконец дочь – Елену. И записки счастливого отца. Их можно читать как прозу, а вместе с тем, как историю времени и историю становления художника. Вот записка 37-го года: «Давно не имел я такого состояния духа, как в это последнее время. Состояние невыносимое сейчас по его тяжести: нечто подобное 1916 году. Даже происходящее на моих глазах разрушение школы, которой отдано много было сил и надежд, не есть главная причина. Конечно, дни 1926 года доклевывали меня по всем швам мелочами и всякой всячиной. Люди невозможны между собой… Злоба со всех сторон беспричинная. Сверхпартийная, путанная злоба…».

А вот, в том же году, о новой реальности: «...хочется на чем-то остановиться, отдохнуть в скорлупке найденного уюта. Но это кончилось. В том виде крепких сооружений, длительных работ вроде бисерных вышиваний прабабушки, … создавших стиль страны, этого уже не будет. Ощущение преодоления «пространства». В этом и не в чем другом дальнейшая культура. Аэропланы, радио… – это, конечно, пародия, но это и вступление в органическую пространственность. Это еще разливание человеческой энергии вовне, но уже чуется вбирание. Будет побежден закон тяготения! С этого начинается эра. «Смерти нет» – этот лозунг всех религий осуществится. Есть сумма энергий, ищущих форму для проявления. Человек – добрая форма, но она еще не завершила развития…».

Да, из XXI-го века сей космический оптимизм кажется более чем наивным. И вместе с тем то, как решал для себя автор теории сферической перспективы, внушает уважение: «Если бы не сосредоточие всего моего внимания на проблеме пространства… со мной было бы то, что с Блоком (Блок понял мои искания и бродяжничество лишь как интуитивную отдачу себя природе, а не как работу над природой, потому ему и не удалось выбраться из одурения человеческой атмосферы)».

Документы приводятся любопытнейшие. Среди уже процитированных выше записей – редкие публикации, например, интервью художника газете «Нувель литерер» за 1925 год, где Петров-Водкин не только высказывается о положении художника в новой России, но и довольно подробно говорит о своей теории живописи. Сферическая перспектива получила признание в художественных и научных кругах, и в 27-м году Петров-Водкин избирается почетным членом Парижского астрономического общества.

Интересно читать об обстоятельствах написания книг «Хлыновска» и «Пространства Эвклида». В 28-м году у художника обнаруживается туберкулез, Петрову-Водкину становится трудно стоять за мольбертом длительное время. И находится литературный выход. Елена Кузьминична пишет: «Автор старается дистанцироваться от главного героя. Однако Хлыновск описан как Хвалынск, а маленький Кузя явно наделен чертами самого Кузьмы Сергеевича».

И все-таки впереди еще более десяти лет не только борьбы с недугом, но и насыщенной работы. Один из самых драматических документов, которые приводятся дочерью художника – это стенограмма последнего его автобиографического выступления: Петров-Водкин выступает с творческим самоотчетом в Ленинградском отделении СХ в 1938 году, в год его шестидесятилетия, и за год до смерти. Живая речь, любопытнейшие размышления о разных направлениях, о школах, о себе самом. О своих картинах, которые он «уважает», и тех, которые считает неудачами – «Весна», «Новоселье». И вывод: художник в своей картине должен доводить все ровно до такой степени, чтобы зритель мог соучаствовать, чтобы искусство «дорабатывалось» зрителем.

Последний год жизни сопровождался мистическими явлениями, о которых, однако, Елена Кузьминична говорит спокойно, без желания «создать легенду». Пришел неизвестный человек, «пришел, как к Моцарту, но ничего не заказал, а принес» (слова самого художника). Это было изображение святого Кузьмы на куске дерева, вырезанном из иконы. Дочь: «Изображенное лицо было продолговатым, худым, с впадинами на щеках. Особенно на нем выделялись глаза, как бы светящиеся… Фон картины в темно-коричневых тонах, а сама голова черная. Впечатление от этой вещи было неприятным. Мы даже не могли определить, почему, наверное, глаза… Они смотрели пронзительно и зло».

Умер Петров-Водкин 14 февраля 39-го года, похоронен через дорожку от могилы И.П. Павлова на Волковом кладбище.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |