Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 7 (337) от 02.03.2006 г.

 

Дом книги не выселяют (Александр КРУТОВ)

Арест строителя (Сергей ЛЮБИМОВ)

Кулапин — снова директор ЕРКЦ (Александр СВЕШНИКОВ)

Шинчук опять на плаву (Александр СВЕШНИКОВ)

Михайлову вход запрещён (Александр СВЕШНИКОВ)

Губернатор о выборах и будущем Саратова (Александр СВЕШНИКОВ)

Агитацию вернули (Александр СВЕШНИКОВ)

Схватки на социальном поле (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Весь спектр карманов (Алексей ВАСИЛЬЕВ)

Кандидата обвиняют в рассылке агиток (Александр СВЕШНИКОВ)

Творить закон всем миром (Ирина КАБАНОВА)

Ипатов не ждёт похвал (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Большие МУКи городской культуры (Александр КРУТОВ)

Свободная стихия (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Деньги за детей и мам (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Елена Черная: «С Чеховым сегодня можно говорить о многом» (Ирина КАБАНОВА)

Где найти сказку

Ягоды не в варенье

Где найти сказку (Анна САФРОНОВА)

Ягоды не в варенье

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Последние из могикан

Заметки из семьи американских индейцев

Ольга ПАНФИЛОВА

Русский человек на вопрос: «Что вы знаете об американских индейцах?» - обычно вспоминает несколько старых вестернов и представляет людей в разноцветных перьях, живущих в вигвамах. Но, как рассказали мне в исторической деревне-музее индейского быта, что находится в штате Оклахома в США, далеко не все индейцы жили в вигвамах и носили перья яркой раскраски. Сельскохозяйственные племена зимой жили в полукруглых глиняных мазанках, а летом – в шалашах с глиняным полом. Костюмы с яркими перьями они надевали только перед боем или в тех случаях, когда знали, что могут умереть. По ярким цветам их должны были опознать в другом мире.

О жизни современных американских индейцев у нас представления еще более смутные. Признаюсь, что до поездки в штат Оклахома, известный тем, что на его территории проживает довольно много коренных жителей Северной Америки, я думала, что индейцев вообще уже нет… Оказалось, они есть, только их сложно сразу отличить от обычных американцев.

Я десять дней жила в семье Джонатан Хука из племени чероки. Джонатан является директором государственного агентства по защите окружающей среды в центрально-южном регионе и руководит офисом по соблюдению норм окружающей среды и курированию отношений с американскими индейцами. Кроме того, он доктор исторических наук и автор нескольких книг. Выглядит он как обыкновенный американец: высокий, полный. Как и у всех американцев, у него расписана каждая минута, он встает пораньше, чтобы не попасть в пробку, перекусывает на скорую руку или в ресторанах типа фаст-фуд… Выдает его только косичка, которую он отращивает с 20 лет, да еще то, что вместо галстука он носит плетеный из бисера амулет с кисточками.

Тем не менее если вы попадете к нему домой, то почувствуете, что попали именно в индейскую семью. У них почитают гостя: дают ему самую лучшую комнату, угощают всем самым вкусным… У многих племен (например, у чероки и квапау) существует традиция ходить в гости без предупреждения, в то время как обычные американцы без телефонного звонка этого не делают. В доме у Джонатана настоящий мини-музей индейской культуры. В зале стоит большой, обтянутый кожей барабан, висит флаг племени чероки, на стене - веера из перьев орла, стрелы, индейские дудочки и флейты, обереги, картины индейских художников, дары индейцев из других племен. На самом видном месте висит реечка с перьями разной длины. Количество перьев равно числу членов семьи, а длина символизирует их возраст. Джонатан сразу предупредил, что к перьям орла прикасаться нельзя, это священная птица. Вообще, право на владение орлиными перьями принадлежит исключительно индейцам. В Америке только они могут их купить или подарить. Он также предупредил, что бить в барабан просто так нельзя: это – биение сердца матери-земли. В остальном у него обычный американский дом со всеми чудесами техники и даже с бассейном во дворе.

Его дети знают национальные легенды и поют национальные песни, но слушают и обычную современную музыку, играют на компьютере, встречаются с белыми сверстниками и т. д. Никто не против браков индейцев с белыми или представителями других рас, ведь чистокровных индейцев практически не осталось. Это означает, что с каждым поколением уникальность национальной культуры разбавляется и все больше исчезает…

Если еще лет 30 назад дети в школе стеснялись говорить, что они – индейцы, то теперь быть индейцем стало престижно и выгодно. У них много социальных льгот и привилегий. Индейцам принадлежит исключительное право на содержание казино. В каждой резервации есть казино, которыми владеют и где работают индейцы. Они освобождены от налогов правительству США, и вся прибыль идет правительству племени. Племя чероки вовлечено в различный бизнес, от производства аэрокосмических деталей до сельского хозяйства, но, как говорит вождь племени чероки Чад Смиф, его всегда спрашивают только об одном: «Куда идут деньги от казино?». Ежегодно он делает доклад, где говорится, сколько денег потрачено на строительство дорог, сколько на социальные, медицинские, образовательные программы (открываются детские сады и школы, где общение происходит только на языке племени) и т. д.

Но это не значит, что у них теперь нет проблем. Некоторые индейцы, особенно те, которые живут в резервациях, социально опустились, не работают и живут за счет льгот. Среди молодежи обострилась проблема наркомании.

Правительство США в свое время отобрало у них земли, где они жили испокон веков, и наделило их небольшими территориями, которые сейчас называются резервациями. Выбора не осталось: либо переезжать на эти территории, либо ассимилироваться с белыми. Не переехали, не прошли «тропой слез» только несколько счастливых племен в Аризоне и племя пуэбло. Выделенные участки были не самыми лучшими и не самыми плодородными. В Оклахоме, где племя чероки получило земли, многие участки, а позднее и грунтовые воды были заражены свинцом и цинком (военные в свое время сделали там захоронения), поэтому у многих, особенно у детей, возникли большие проблемы со здоровьем.

В целом индейцы до сих пор не доверяют белым и во всех отраслях жизни стараются обращаться к своему правительству и своим социальным службам. Индейцы очень дружны и отзывчивы на чужую боль. Их культура - общинного типа. Даже демократическую систему США они считают искусственной, искаженной. Ведь идеал демократии для них – их племенное правление. Поэтому Джонатан, когда ему предложили работать в государственной организации, да еще в такой крупной, как агентство по защите окружающей среды, долго думал, соглашаться ли… Посоветовавшись с вождем племени, он принял это предложение, решив, что сможет лоббировать интересы племен в правительстве. И был прав. Во время урагана Катрина, который так сильно бушевал на Юге США в конце августа 2005, пострадал не только Новый Орлеан, но и весь юг штата Луизиана, его прибрежная полоса и острова в Мексиканском заливе, где жило довольно много племен. Все СМИ вели репортажи из Луизианы, рассказывали о том, что пострадали в основном афроамериканцы и мексиканцы, у которых не было средств на срочную эвакуацию, но никто не говорил о том, что пострадали и индейцы! Около недели никто не летел их спасать на вертолетах, никто не доставлял им пресной воды. Тогда Джонатан в своем агентстве организовал целую кампанию по спасению (выделили несколько вертолетов, собрали вещи и питание для пострадавших, предложили беженцам переехать в Техас и Оклахому). Тем не менее в результате катастрофы в Луизиане погибло более 200 индейцев, что, конечно, стало большой трагедией для такого сообщества, где на счету каждый человек.

Джонатан рад, что своей работой он приносит пользу племенам, но время от времени сетует, что и в американской демократии существуют рамки. Например, он увидел на машине своего друга два стикера: «Я чероки, и я горд этим» и «Война - это не ответ» (про войну в Ираке), и пожаловался, что, работая в правительственной структуре, он не имеет права наклеить ни одного антибушевского стикера.

Сейчас у индейцев самая большая проблема - самоидентификация и сохранение традиций, языка, ремесел, сохранение национальной культуры. Однако бывают семьи, где дети не знают ни слова на языке племени. Впрочем, это объясняется тем, что у племен нет письменности. Только чероки повезло – индеец по имени Секвойя создал им алфавит.

Индейцы настолько ассимилировались с американским обществом, что зачастую, особенно младшее поколение, вспоминают о своей национальной культуре только во время фестивалей и праздников. Таким популярным, не столько среди них, сколько среди белых американцев, стал ежегодный фестиваль танцев «Пау-Вау». У каждого племени он свой. Праздник начинается вечером и длится несколько часов. Обычно он проводится на специально отведенном сакральном месте, реже - на стадионе. Вход туда чаще всего платный. На всех фестивалях продается очень много индейских сувениров, поделок, которые порой стоят очень недешево, так как купить их вы сможете только в индейских магазинчиках.

«Пау-Вау», который проводится в Оклахоме, – один из самых больших фестивалей индейцев в США. Сам он – только часть мероприятий, которые каждый год проводит племя чероки в сентябре. Посвящены они подписанию конституции их племени в 1839 г. Тысячи чероки приезжают на это время в Оклахому. Каждый час там проводятся различные мероприятия: от соревнований в традиционных индейских играх до современных и популярных среди молодежи соревнований по гольфу или софтболу. Все расписано: где-то идет спектакль, где-то выставка «История семьи», где-то соревнования детей по рыбной ловле, где-то парад, где-то сказительница рассказывает легенды и идет презентация книги, а где-то выбирают «Мисс чероки»…

Индейцы относятся к участию в «Пау-Вау» очень ответственно, готовят костюмы, репетируют танцы. Очень впечатляет зрелище, когда семьи приезжают к месту фестиваля на джипе, выгружают из него костюмы, перья и переодеваются из обычных джинсов в национальные красочные одежды. Порой стоимость одного костюма может достигать трех тысяч долларов! Маленькие детишки соревнуются на большой арене наравне со взрослыми. Наверное, с этой музыкой и танцами они и впитывают чувство национальной культуры. Последовательность танцев определяется традицией. Начинают фестиваль всегда с поминального танца, когда все выходят в круг, двигаются против часовой стрелки и вспоминают всех усопших, в том числе и во время гонений. Мужские танцы чередуются с женскими. Есть даже своеобразный «белый танец», когда женщина приглашает партнера в круг. В соответствии с ритмом оценивается точность и пластичность движений. Победителей объявляют в самом конце.

Но любой «Пау-Вау» – это для публики. Для души настоящие индейцы ходят на священные, сакральные танцы, которые обычно бывают в тот же день, что и большой фестиваль. Начинаются они в 11 вечера и длятся до рассвета. Туда ни один случайный зритель не попадет. Белый человек вообще может увидеть все это, только если его проведет индеец. Снимать на видеокамеру и фотографировать не разрешают. Можно сказать, «Пау-Вау» – это шоу, а сакральные танцы – это таинство. Тут все присутствующие танцуют под бой барабана вокруг костра, двигаясь в завораживающем ритме, перед которым сложно устоять или усидеть. В племени чероки мужчины обычно поют, а женщины, на ногах у которых довольно тяжелая конструкция из черепашьих панцирей (черепаха - символ здоровья) с побрякушками, создают шумовой эффект. Когда я наблюдала за всем этим, мне казалось, я не в США, а где-то на острове, среди аборигенов. На самом деле просто наблюдать было нельзя: по правилам можно смотреть только три танца, а в четвертом уже нужно принимать участие… Здесь же женщины готовят блюда национальной кухни, происходит общение с матерью-землей, с Создателем, ведутся неформальные разговоры с вождем племени и со старейшинами, общение между собой, которого так не хватает индейцам в их будничной жизни среди обычных американцев, жизни, к которой они вернутся уже на следующее утро…

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |