Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 17 (487) от 07.05.2009

 

Победа в квадратных метрах (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Нет – росту тарифов! (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Дорого яичко к пасхальному дню (Екатерина БОГДАНОВА)

Вместо митинга — концерт (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Под синими знаменами (Вячеслав ТИХОНОВ)

Праздник труда в эпоху безработицы (Владимир ЕФИМОВ)

С думой о человеке (Леонид ШУМАХЕР)

Охотники за аномальными явлениями (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Реформа ЖКХ: красиво жить не запретишь (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Леня Голубков и кризис (Мнение записал Леонид БЕССАРАБОВ)

Призрак с кадастровым номером (Алексей ГОЛЯКОВ)

О молодежи позаботятся (Александр СОРОКИН)

«Улыбка–2009» в Саратове (Виталий ШЕЙКО)

Школьная «липа» по-саратовски (Владимир ЕФИМОВ)

«Цветы роняют лепестки на песок…» (Татьяна ЛИСИНА)

Ретроспективизм Дмитрия Жилинского (Александр ДАВИДЕНКО)

Юлия Курылева: «Петь я начала раньше, чем говорить…» (Беседовала Светлана ТЕНЕТКО)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Угол Зрения

На путях и перепутьях к Богу

В. ДЕМУТ

Впервые только сейчас, наверное, российские граждане почувствовали, сколь невелик, тесен

и уязвим наш земной мир, наш привычный уклад жизни. Мировой экономический кризис, разбуженный непонятными метасоциальными силами, пришел

и в большие города, и в неприметные деревушки,

во дворцы олигархов и в берлоги бомжей. Разумеется, что в это тревожное время человек начинает судорожно искать опору в зыбком мире и, конечно же, обращается к религии, к Богу. В постсоветской России многократно возросло число верующих, восстановленные и новые церкви, мечети, дацаны

и синагоги порой с трудом вмещают всех своих прихожан.

Конечно, нельзя забывать, что и в самые атеистические времена вера не покидала людей, просто под натиском бесовской деструктивной доктрины она жутко искажалась, отрицала собственную сущность, но непременно, в минуты тяжких жизненных кризисов, человек искренне и молитвенно обращался к Богу. Недаром еще в советские времена говорили, что в окопах, в небесах и на море атеистов нет. Сейчас, когда религия начинает занимать подобающее место в социальной жизни, а искренняя вера – в душах людей, и пастыри духовные, и воцерковленные люди, и даже те, кто оставляет вопрос о своем отношении к Богу «на потом», понимают – сейчас в обществе главный вопрос не в том – верить или не верить. Главное сейчас решить: как верить, как обрести веру и как в ней жить.

Результаты многочисленных социологических исследований, эксперименты и тестовые замеры социальных психологов свидетельствуют о весьма своеобразном отношении большинства современных людей к религии и к принятию Бога. Это отношение образно можно представить в виде следующей модели: идет человек по пустынной дороге, усталый, голодный. Он не знает, куда эта дорога ведет, что его ожидает в конце пути. Человек мучительно всматривается вдаль, оглядывается назад – нет ли хоть какого-нибудь попутчика. В душе его теплится надежда, что скоро увидит он жилье, людей и случайный спутник быстро приведет его туда, где можно жить спокойно и привольно. Вот эта искорка надежды на благополучный исход всех передряг и воспринимается многими современниками как вера. Вера в Бога как личного попутчика в тяжелой и запутанной дороге.

Многие просто не готовы к тому, чтобы изменить свою жизнь в соответствии со Священным писанием, религиозными заповедями и традициями. В минуты скорбей и тягот они истово молятся и просят Всевышнего о помощи и снисхождении, но стоит беде миновать – Бог, Его милость, Его заповеди забыты, как забыты и собственные зароки и обещания. Не к этим ли, эпизодически верующим людям обращается Екклесиаст: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселия».

В январе нынешнего года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования, посвященного роли церкви в современной жизни нашей страны. Большая часть опрошенных считает, что Русская Православная Церковь должна неукоснительно соблюдать и хранить в первозданном виде каноны и традиции. Так полагают 44 % российских граждан. Существенно меньше сторонников изменения церкви и ее канонов в духе времени – 32 %. Почти 70 % респондентов считают, что жизнь свою нужно строить в соответствии с религиозными догмами и правилами, а оставшиеся 30 % считают, что не все религиозные нормы приемлемы для современных людей. Если учесть погрешности выборки и статистики, можно представить структуру общественного мнения по этой проблеме следующим образом: 40 % ортодоксов, 30 % колеблющихся и 30 % сторонников модернизации.

Разной степени напряженность между традиционалистами и обновленцами существовала во все периоды церковной истории. При этом следует учитывать, что нередко обновленческие движения заявляли себя как сторонники возвращения к первозданной простоте, искренности и чистоте вероучения, а своих оппонентов объявляли заблудшими во тьме многовековых ошибок. Так было во времена реформации в Европе, в период никоновских реформ в России, подобные же явления отмечены в истории других вероучений – иудаизма, ислама и буддизма.

Фокусируясь исключительно на социологических аспектах проблемы множественности конфессий и деноминаций, можно попытаться оценить ее социальные последствия. С одной стороны, в обществе возникает еще один фактор социальной напряженности – между сторонниками различных вероучений и различных направлений отдельного вероучения. С другой стороны, религиозный плюрализм дает возможность более дифференцированно учитывать духовные потребности индивидов, принадлежащих к различным социальным слоям и группам, обладающих различным жизненным опытом.

Соответственно и социальная оценка факта деятельности в обществе в целом и в региональных сообществах той или иной конфессиональной группы должна базироваться на показателях ее социальной значимости, ее полярности по отношению к системе социальных ценностей и целей, обеспечивающих стабильность и позитивную динамику общества. Русская Православная Церковь, формулируя «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», отмечает положительное значение диалога с другими деноминациями и конфессиями. «Диалог с инославием вновь возродил понимание того, что единая кафолическая истина и норма в различных культурно-языковых контекстах может быть выражена и воплощена в различных формах. В ходе диалога необходимо уметь отличать своеобразие контекста от действительного отклонения от кафолической полноты. Должна быть исследована тема пределов многообразия в едином кафолическом предании» (Принципы 4.7.).

Таким образом, современным православным богословам удалось сформулировать подход к жгучей проблеме всех времен: какая вера истинная, какое вероучение ведет человека к спасению, а какое – к бесславной кончине. Этим же дается исчерпывающий ответ всем людям, бравирующим своим атеизмом. В сущности, ведь атеизм – это отрицание Бога в пользу какого-то своего, сконструированного для собственного употребления макета системы жизненных ценностей и целей. Как бы это не именовалось – «светлое коммунистическое завтра», «первоначальный взрыв» или «вселенский разум», суть этих конструктов одна – непонимание и нежелание понимать не только окружающих людей, но и все человечество. Непонимание, но желание понять приведет атеиста к диалогу и пониманию. Нежелание ничего понимать и стремление к так называемому богоборчеству свидетельствует о борьбе человека с самим собой, о том, что З. Фрейд называл «Танатос».

Не менее частый вопрос от людей, имеющих некоторые сведения о вере: «Почему в мире так много различных религий, религиозных направлений и все утверждают, что их вера истинная, а все другие – ложные?» Декларация «Основные принципы отношения РПЦ к инославию» свидетельствует о том, что далеко не все религиозные доктрины, отличные от православия, являются ложными и неправославные религиозные объединения – враждебными православию. Для непрофессионала в теологии сложно понять сущность богословских споров о признании основополагающих догматов, но с известной долей упрощения можно, вероятно, считать, что вера в Святую Троицу и Богочеловечество Иисуса Христа являются достаточными основаниями для установления диалога между конфессиональными объединениями. При этом, конечно же, ни в коем случае нельзя исключать социального, гуманитарного и гражданского сотрудничества с мусульманами, иудеями, буддистами.

Житейские неприятности, снижение качества жизни в условиях глобального кризиса, коллизии с выплатой банковских кредитов у многих людей вытесняют Бога из обыденной жизни. Жизнь с Богом еще непривычна для многих россиян. Участники социологического исследования системы жизненных ценностей современного студенчества отметили, что посещают церкви, мечети регулярно – 8 %, а 27 % отметили, что ходят туда, когда есть свободное время. Вера, приобщение к духовности рассматривается значительной частью не только молодежи, но и многими взрослыми людьми как вариант приятного времяпровождения. Для значительной части населения, как свидетельствуют социологические исследования, религия сейчас является чем-то вроде модного увлечения, как фитнесы, пилатесы и многие другие простым людям неведомые модные «прибамбасы и заморочки». Из всего необозримого океана религиозного вероучения они усваивают некоторые элементы внешней обрядности и некоторые, подходящие для «тусовки» цитаты из Священного Писания.

В этой социальной ситуации возникновение и эпидемическое распространение новых и новых квазирелигиозных доктрин принимает тотальный характер. Множество богословов, принадлежащих к различным вероучениям и деноминациям, пытались дать определение секты в прошлом. Эти попытки без особого успеха продолжаются современными теологами. В самом начале истории христианства гностики, ариане, несториане и множество других ересей ставили под сомнение основные устои вероучения. Еретический прессинг отмечен и в истории ислама, иудаизма, буддизма. Служители легитимных, исторически стабильных религиозных структур взывают к благоразумию людей, ссылаются на традиции и обычаи народов для того, чтобы оградить свою паству от сектантского воздействия. Мощным контраргументом новых, импортированных и возросших на отечественной почве, сортов сектантства является либеральная система ценностей, в частности – свобода совести и вероисповедания.

Как отделить овец от козлищ, людей поверхностных, склонных к колебаниям, обладающих амбивалентной психикой, от злонамеренных себялюбцев и психотиков? Никто не сомневается, наверное, что объединять одним определением «сектанты» старообрядцев различного толка, баптистов, адвентистов, имеющих в России давнюю историю и самопровозглашенных сатанистов, НЛОшников и прочая, совершенно не правомерно. Число сторонников асоциальных, деструктивных культов неуклонно возрастает. Приношение в жертву несчастных куриц, кошек и даже людей уже не очень шокируют общественное мнение. Деструктивные культы ведут человечество к эмоциональному и интеллектуальному отупению.

Те, кому приходилось сталкиваться с проявлениями пагубных культов, обязательно начинают искать пути к обузданию духовной проказы. Мнения по этому поводу высказываются самые разные: от широкой пропаганды антисектантских книг до создания сети осведомителей в среде духовно не окрепшей молодежи. Реально же представляется возможным привлекать к ответственности за конкретные дела – глумление над трупами, жестокое обращение с животными, причинение вреда здоровью людей. Профилактика же духовных болезней, как и душевных, должна быть, вероятно, делом как всех легитимных религиозных объединений, так и всего гражданского общества. Эта совместная духовная санитария, может быть, и есть тот самый путь, который ведет к истинной вере. Не публичные теологические споры, не взаимная ревнивая неприязнь, а сотрудничество с гражданским обществом и в гражданском обществе на благо всех людей – воцерковленных, верующих и только делающих первые робкие шаги Богу.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |