Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 5 (733) от 16.02.2015

 

На честные выборы в России надежды почти нет (Материал подготовил Илья МАКСИМОВ)

Хотят ли русские войны? Нет. Но кто её остановит? (Илья МАКСИМОВ)

Антикризисный марш «Весна» в Саратове

«Бомж во фраке» примеряет бабочку. Саратовская область – территория деградации. Цены на продукты росли и будут расти

Казус Комарова, или Как и за что Антона Комарова «ушли» с должности директора «ТНТ-Саратов» (Василий СЕЛИВАНОВ)

Один миллиард на ремонт саратовских дорог и дворов

Если торпеда мимо пройдёт (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

Кому нужна такая работа? (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

Информация прокуратуры г. Саратова

Остановить возврат к репрессиям советского времени (Лев ПОНОМАРЁВ, правозащитник)

Питер Померанцев о российских медиа: «В них нет идеи правды»

Свежий взгляд на пропаганду (Михаил РОСКИН)

Новый подход к оценке трудового потенциала и оклада работника

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

А.П. Чехов и Саратов

Валерий ГАНСКИЙ

Бывал ли Чехов в Саратове? Как хотелось бы найти хоть какие-то следы его пребывания в нашем городе. Но… Антон Павлович собирался плыть по Волге до Царицына, а в Нижнем Новгороде передумал и вернулся в Москву. Посещал он и соседнюю Воронежскую губернию, село Хреновое. И наконец, подсознательно Чехов думал о Саратове.

А.П. Чехов

Почему-то в рассказе «Невеста», написанном за год до смерти, он предсказал свою судьбу в образе одного из героев рассказа именно в Саратове: «Пришло из Саратова письмо от Саши. Своим веселым танцующим почерком он писал, что путешествие по Волге ему удалось вполне, но что в Саратове он прихворнул немного, потерял голос и уже две недели лежит в больнице. …Надя долго ходила по комнате, слушая, как плачет бабушка, потом взяла телеграмму и прочла. Сообщалось, что вчера утром в Саратове от чахотки скончался Александр Тимофеевич, или просто Саша». Есть свидетельства встреч писателя и драматурга с саратовцами, с людьми, причастными к Саратову. Наконец, с героями чеховских пьес, с чеховскими мыслями и чувствами, зрители встречались и встречаются на сценах саратовских театров.

УЧИТЕЛЯ

Будучи студентом медицинского факультета Московского университета, Антон Чехов слушал лекции по анатомии здорового человека с упражнениями на трупах профессора Дмитрия Николаевича Зёрнова, отца будущего ректора Саратовского университета.

После смерти родителей Дмитрию Николаевичу Зёрнову принадлежал хутор Епишева поляна в Инсарском уезде Пензенской губернии вблизи реки Мокши. По данным ревизии, проведенной в 1850 году, он имел 638 десятин пахотной земли, шесть десятин строевого осинового леса и 312 душ мужского пола на оброке. В Москве Зёрновы жили в казенной квартире на Никитской улице. Часто ходили в университетскую церковь, где служил профессор богословия Сергиевский, чьи 12 Евангелий приходила слушать вся интеллигенция Москвы. Дмитрий Николаевич очень любил музыку и подарил своему сыну Володе, будущему ректору СГУ, скрипку. Игру юного скрипача слушал любимый композитор Чехова Петр Ильич Чайковский, а младший брат Чехова Николай также играл на скрипке. Певец и педагог К. И. Кржижановский при помощи профессора анатомии Зёрнова изучал физиологию и анатомию человеческого горла, что помогло ему как режиссеру Большого театра и создателю школы оперного искусства. Дмитрий Николаевич был знаком с Федором Ивановичем Шаляпиным. На палубе парохода, на котором певец возвращался от отца из Вятской губернии, они играли в шахматы и вели беседу о детях. Зёрнов, будучи деканом медицинского факультета Московского университета, присутствовал в качестве гостя на открытии Саратовского университета и был избран почетным членом Совета университета. В последние годы жизни собирался переехать в Саратов на Астраханскую улицу недалеко от университета.

Возможно, под влиянием зёрновских лекций Чехов в 1883 году написал юмореску «Краткая анатомия человека»: «Человека, как анатомическое данное, составляют:

- скелет – имеет вид смерти...;

- голова – имеется у всякого, но не всякому нужна…;

- лицо – зеркало души, имеет множество синонимов: морда, образина, рыло, харя и прочее…;

- лоб – его функция стучать об пол, биться о стену, очень часто дает реакцию на медь…;

- глаза – полицмейстеры головы, блюдут и на ус мотают…;

- нос – дан для насморков и обоняния, в политику не вмешивается…;

- язык – у женщин и змей служит органом приятного времяпрепровождения, самый лучший язык – вареный…;

- уши – любят дверные щели и открытые окна…;

- руки – пишут фельетоны, играют на скрипке, берут, ведут, сажают, бьют…;

- талия – любимое женское место у молодых женихов…;

- брюшко – орган не врожденный, а приобретенный…;

- ноги – в большом употреблении у почтальонов, должников, репортеров и посыльных…;

- пятки – местопребывания души у воина, бегущего с поля брани…

и подписался: «ЧЕловек без селезенки».

Другой преподаватель Чехова Григорий Антонович Захарьин – лейбмедик, тайный советник, профессор, читал курс лекций по терапии, истории медицины, по вензаболеваниям. Чехов советовал обращаться к Захарьину, который «даст столько хороших советов и указаний, что вы проживете лишних двадцать-тридцать лет, да и познакомиться с ним интересно»…

Захарьин учился в саратовской мужской гимназии, жил в 1840-х годах на улице Грошевой (Дзержинского) в страшной бедности, не имея средств на приобретение учебников, уроки готовил в классе перед началом занятий и во время перемен по учебникам одноклассников. Гимназию окончил в 1847 году и поступил на медицинский факультет московского университета. В 1862 году избран экстраординарным профессором. Чехов писал: «Предпочитаю из писателей Толстого, из врачей – Захарьина».

Многолетняя дружба связывала Захарьина с Толстым. «Прошу Вас любить меня так же, как я Вас. Ваш Л. Толстой», – писал Захарьину великий романист. «Мои чувства к Вам братские», – отвечал Захарьин.

В 1887 году писатель и судебный деятель Никита Павлович Тимофеев направляет из Саратова в редакцию журнала «Осколки», в котором печатались произведения Чехова, открытку. В ней он просит у автора в обмен на свой роман «Волны житейские. Хроники суда и ссылки» и рассказ «На поисках» его «Пестрые рассказы». Чехов удовлетворил просьбу Тимофеева. В фондах областной научной библиотеки хранятся книги Тимофеева: сборник очерков «По полям Бородина» 1893 года издания, в библиотеке Академии права – судебные очерки «Суд присяжных России», огромный фолиант на 663 страницы, 1881 года издания. Настоящие очерки составляют результаты того материала, который автор получил путем своих личных наблюдений и выносимых из судебных заседаний впечатлений.

Другой наш саратовец, литературный критик А. И. Введенский, воспитанник саратовской семинарии, первый переводчик романов Диккенса и Теккерея, первым откликнулся на публикации рассказов Антона Чехова, считая его удивительно талантливым. Введенский отнес Чехова к писателям, принадлежащим будущему, хотя «при всем признании за автором «Степи» из ряда вон выходящих талантов, отмечал недостатки в построении повести». Они встречались на званых вечерах, несмотря на взаимную критику.

ЧЕХОВ И ТЕАТР

Знаком был Антон Павлович с известным журналистом и писателем Гиляровским, одно время ходившим бурлаком по Волге и игравшим на саратовской сцене. В письме к выдающемуся русскому актеру Владимиру Николаевичу Давыдову, которого он называл «санитаром духа», он писал: «Помнишь Саратов! То было время, была молодость…» Гиляровский ценил актерский труд и понимал его назначение. Его друзьями и сослуживцами были М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов, В.Н. Андреев-Бурлак.

А вот первым в Саратове поставил пьесу Чехова «Иванов» Андреев-Бурлак, сам игравший в главной роли, раньше чем в московском театре Корша с В.Н. Давыдовым в роли Иванова. Об этом известила газета «Саратовский дневник» от 11 ноября 1887 года.

Незаурядный талант рассказчика и импровизатора привел на профессиональную сцену Василия Николаевича Андреева-Бурлака. Он был вольнослушателем Казанского университета, капитанам Волжского пароходства, актером, режиссером, автором многих рассказов, популяризатором искусства.

В пьесе Чехова «Иванов» кроме В.Н. Давыдова и В.Н. Андреева-Бурлака играли саратовцы П.М. Медведев и П.А. Стрепетова в роли Сарры. Чехов отмечал игру Медведева на сцене Русского драматического театра Корша в роли Лебедева – «добродушный старик». А вот как об этом вспоминал сам Медведев: «По окончании спектакля меня представили Антону Павловичу, и он произвел на меня очень симпатичное впечатление. Он высказал одобрение по поводу моей игры».

В 1889 году «Иванов» вновь в Саратове на сцене городского театра. Постановка была осуществлена группой Товарищества артистов под управлением М.П. Горин-Горяйнова. Отзыв о спектакле помещен в «Саратовском дневнике» номер 75 за 1889 год: «… драма г. Чехова, по нашему мнению, – есть одно из выдающихся литературных произведений последнего времени. Нам, людям провинции, сверстникам и сотрудникам Ивановых, ближе и понятнее та гамма нравственных страданий, через которую они добираются до самоубийства и запоя»…

В связи с болезнью исполнителя роли Львова в Саратов едет артист театра Корша П.Ф. Солонин, который впоследствии становится антрепренером и руководителем саратовской труппы. В последний раз мне довелось видеть «Иванова» на саратовской сцене с Евгением Леоновым в главной роли в 90-х годах прошлого века, во время гастролей в Саратове театра ЛЕНКОМа.

Во время Великого поста, когда московские театры закрывались и не работали, друзья-артисты приходили к Чехову в гости на «капусту», как они выражались. Мать Евгения Яковлевна очень вкусно ее готовила. В гостеприимном чеховском доме они балагурили и веселились. Вот, вероятно, откуда пошли знаменитые актерские капустники. Иронизируя над собой, Антон Павлович дарит актеру Малого театра князю Александру Ивановичу Сумбатову-Южину автограф: «В знак дружеского расположения от автора,

Который преуспел

И мудро сочетать сумел

Ум пламенный с душою мирной

И лиру с трубкою клистира».

Еще одну знаменитую саратовскую артистку Марию Савину Чехов видел в водевиле по своей пьесе «Медведь», где она блистала на московской сцене со своими партнерами Давыдовым и Варламовым. С успехом шел «Медведь» и в Саратове. «Саратовский дневник» за номером 227 сообщал, что «комедия Чехова, благодаря игре г-жи Романовской и г. Кострюкова, прошла очень живо и смотрелась публикой с удовольствием».

В 1880-х годах в саратовской оперетте служил артист Константин Иванович Михайлов-Стоян. В 1890-х годах А. Чехов, будучи дружен со Стояном, поддерживает идею теперь уже певца Большого театра о создании болгарского национального оперного театра. Театр был создан. Позже, в 1930-х годах, в болгарской опере работал замечательный художник Николай Гликман, будущий главный художник саратовской драмы.

Из письма Чехова от 16 февраля 1897 года: «Вечером собрались в редакции «Русской мысли», чтобы поговорить о народном театре. Проект Шехтеля всем нравится»

С Ф.О. Шехтелем, известным академиком архитектуры, товарищем своего брата Николая по Училищу живописи, ваяния и зодчества, Антон Павлович долгие годы дружил и посвятил ему рассказ «Два скандала» в 1882 году. Шехтель происходил из богатой купеческой семьи, проживавшей в немецкой колонии Саратовской губернии. С 1820-х годов Шехтели обосновались в Саратове. Они торговали вином, табаком, галантереей, мануфактурой, золотом и серебром. Им же принадлежало несколько театральных помещений. Шехтели пользовались большим уважением в городе, им покровительствовал саратовский губернатор И.М. Бибиков. Детство и гимназические годы Франца прошли в Саратове. Он учился в той же мужской гимназии, что и Г.А. Захарьин. В эти годы материальное положение семьи Шехтелей было исключительно тяжелым. После смерти отца деньги от продажи театрального реквизита постепенно кончились, два домовладения, унаследованных детьми, не давали никаких доходов. И вдова Д.К. Шехтель с детьми переехала жить в семью своего зятя, купца Т.Е. Жегина. Тимофей Ефимович, гласный городской Думы, член театрального комитета, не мог оставаться равнодушным к бедственному положению семьи покойного О.О. Шехтеля и взял на себя заботу о воспитании оставшихся в Саратове детей-сирот и внес плату за обучение Франца и его сестер. В гимназии юный Шехтель пристрастился к рисованию и черчению. Позже, живя в Москве, Ф.О. Шехтель женился на младшей дочери Жегина Наталье, которой Антон Павлович в письмах к другу всегда передавал привет. В 1886 году Шехтель оформил обложку книги Чехова «Пестрые рассказы».

Возможно, один случай, происшедший с Чеховым в театре, послужил написанию рассказа «Лошадиная фамилия», где упоминается наш город. Вот запись Антона Павловича: «Ирина, телеграфистка, придя во втором акте, рассказывает: «Сейчас одна дама телеграфирует своему сыну (брату) в Саратов, что у нее сын умер, а никак не может вспомнить адрес, так и послала без адреса, просто в Саратов». А вот как это описано в «Лошадиной фамилии»: «Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик, - Извольте писать, Ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию Якову Васильичу, Васильичу… А по фамилии… А фамилию вот забыл!»

Бережно храню программку Государственного орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического театра Союза ССР имени М. Горького: «А.П. Чехов. Вишневый сад. Пьеса в 4 действиях». С экслибрисом чеховской чайки на занавесе сцены и автографом: «В память о москвичах-мхатовцах». Спектакль восстановлен к 100-летию Антона Павловича народным артистом СССР В.Я. Станицыным. В спектакле были заняты великие А.К. Тарасова, М.М. Яншин, А.И. Степанова, А.Н. Грибов, ученики основателей театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Сохранились и фотографии наших встреч с актерами МХАТа. Вот таким «Вишневым садом» вошел Чехов в мою жизнь.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |