Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 28 (358) от 27.07.2006 г.

 

Снести нельзя учиться (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Их осталось трое… (Александр СОРОКИН)

Слиска обвинила депутатов в клевете (Александр КРУТОВ)

Через леса – на антисаммит (Александр КРУТОВ)

Кого возьмут в детский сад (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Правовой уход за инвестициями (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Все – на борьбу с коррупцией! (Александр КРУТОВ)

Инвесторы в июле (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Управление жилым домом - школа гражданской ответственности (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

В поисках двух рублей (Александр СОРОКИН)

Светлое будущее детского театра (Ирина КАБАНОВА)

Огуречная пора (Штатный Гурман)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Догнать Дж. Сэлинджера

Анна САФРОНОВА

В этом году у знаменитой повести Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - целый букет юбилеев. Пятьдесят пять лет назад она появилась в свет. Сорок лет назад она вышла в СССР. Пять лет назад Сэлинджер стал Человеком дня «Радио Свобода» 16 июля, и помянули его Петр Вайль с Иваном Толстым: «Книга Сэлинджера, небольшая книга с грустным мальчиком на обложке, едва появившись - лет 35 назад, - стала в Советском Союзе культовой. Трудно сказать, что тут было важнее: то ли ее лихой герой Холден Колфилд, бесшабашный и насквозь насмешливый, то ли его философия пофигизма, то ли небывалый, совершенно революционный русский язык - язык не оригинала (мало кому в те годы доступный), а перевода. Американский подросток, говорящий так, что ему веришь, - для этого нужен был гений московской переводчицы Райт-Ковалевой, о которой недаром было сказано: "Кто сейчас по-русски пишет лучше всех?" - "Рита Райт-Ковалева" (Иван Толстой).

Вся литературная жизнь Сэлинджера укладывается в несколько строк. За одиннадцать лет до появления единственного романа – первая публикация рассказа «Молодые люди» (журнал «Стори»). В 51-м же году, следом за «Над пропастью во ржи», вышел сборник «Девять рассказов». С середины 1950-х годов вышли еще четыре повести в журнале «Нью-Йоркер». С 65 года не печатался, и его молчание стало своего рода легендой.

Для русскоязычного читателя докапиталистического периода роман имел особое обаяние: невиданная буржуазная свобода! 16-летний подросток ведет себя так, что нам и не снилось. Такая самостоятельность взгляда! Столько колоритных деталей! Кепка козырьком назад! Кока-кола, наконец! Причем тут «грядущее освобождение человечества из-под гнета эксплуататоров» или «пробуждение в молодых душах одинаковой ненависти к войне, к угнетению человека человеком» (из предисловия Р. Райт-Ковалевой ко второму изданию 67 года, иначе и быть не могло)?

Подростки из «Дома на набережной» Юрия Трифонова появились спустя двадцать пять лет после героев Сэлинджера, но в сравнении кажутся старичками: опасливы, слишком много понимают и всему знают цену. Самые страшные события из их жизни описаны буднично, как будто в серых красках, в тон окружающему миру.

…«Буржуазный» кайф перестал быть недоступным, а умный, тонкий, нервный и ранимый герой повести «Над пропастью во ржи» даже не думает сходить со сцены. И все нынешние книги о так называемом молодом герое невольно оказываются на фоне Сэлинджера. Вот, к примеру, образец последнего времени – книга некоего Вадима Эм-1 «Аська ин лав, или Студентка зарабатывает сама» (М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2006. Серия «Студенты»). Впечатляющее начало: «И вот, как только проставилась «винда» на очередной машине…». Герои, однако, ровесники героя «Над пропастью во ржи». Формальные ровесники, разумеется. Фактически нас пытается развлечь горстка скучнейших героев, которым по умственному развитию и трех лет не дашь (детская непосредственность тут ни при чем). А сэлинджеровский герой убивался: «Иногда я держусь, будто мне лет двенадцать. Так про меня все говорят, особенно отец. Отчасти это верно, но не совсем. А люди всегда думают, что они тебя видят насквозь. Мне-то наплевать, хотя тоска берет, когда тебя поучают – веди себя как взрослый. Иногда я веду себя так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не замечают». Зря огорчался Колфилд – вот у Вадима-Эм-1 герои постоянно выглядят малолетними и не огорчаются. Огорчается читатель, вспоминая русский язык Райт-Ковалевой и читая русскоязычную «Аську»: «Не дотумкал предок, что на винте-то личной инфы зашхерено немерено. И теперь эта инфа станет достоянием какого-нибудь сопливого юзера!».

Сюжет Вадима-Эм-1 должен бы напоминать сэлинджеровский (первокурсника исключают из института), но, увы, не напоминает. «Аська», может быть, для компьютерных маньяков, которые не читают по определению. То есть книга ни для кого. Нормальному читателю даже с минимальным культурным багажом там делать нечего.

Бывает наоборот: герой вроде помладше Колфилда, а ведет себя как почтенный муж со спецназовской закалкой. Четырнадцатилетний Рик (Олег Севостьянов. «Bull’s Eye. По ту сторону мушки». – М.: РИПОЛ классик, 2006. Серия «Поколение ХХL»), потерявший семью в гражданской бойне, не просто ходит по улицам с арсеналом оружия, которым гордился бы любой профессионал, но имеет еще и свой арсенал - подземный склад оружия, которого хватило бы… Но это все неважно. Это просто не литература. Может быть, тема для диссертации «Современные нелитературные жанры в литературе».

А вот двадцатилетние малолетки. Отстаивают свою независимость в этом мире (конечно же, несовершенном и фальшивом), путешествуют автостопом, ночуют на «вписке» (такие квартиры для братства автостопщиков): «На “вписках” встречаются единомышленники, люди с одними взглядами на жизнь — а значит, ради такого и полночи убить не жалко. Тут и горькое просроченное пиво сахаром будет казаться!..». Таков предел мечтаний. Впрочем нет, не предел. Можно еще так: «Мне нужен не банальный парень. Мне нужен особенный. Как бы это сказать... С крыльями, вот!». Невозможно представить, чтобы герои Сэлинджера залепетали подобным образом. Это лепечут герои повести «Бледный город» Игоря Савельева (повесть печаталась в «Новом мире», вошла в шорт-листы премий Ивана Петровича Белкина и «Дебют»). В майском «Знамени» вторая публикация Савельева – цикл рассказов «Вельтская площадь»: тоже молодежь, правда, не автостопщики (дорожная романтика накрылась), но Савельев сделал шаг (навстречу читателю – издателю?) в сторону сюжетности. Однако ни глубины, ни «самости» в его героях не появилось: все тот же пофигистский инфантилизм в коротких штанишках.

В общем и целом получается, что герой Сэлинджера старше (не формально конечно, формально он бывает младше) современных нам литературных тинэйджеров – умнее, сложнее. То ли молодежь мельчает, то ли литераторы. Или проекты типа премии «Дебют» заставляют гнать бессмысленные волны прозы, в которой пишущий именно и делает ставку на свою дебютность, на привлекательность имиджа племени младого, незнакомого.

Догнать Сэлинжера, увы, не удается.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |