Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 7 (387) от 25.02.2007

 

Юбилей (Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор)

Открытое письмо

Патент как стиль жизни (Беседовала Маргарита СПИРИЧЕВА)

Наша цель – сделать Россию справедливой!

РОСНО идет на помощь автовладельцу (Владимир ЕФИМОВ, автолюбитель)

Репродуктивное здоровье: наследственность, аборты, стресс… (Николай ВЛАСОВ)

И строить, и жить помогает… (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

От Общественной палаты к Общественной палате (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Балмедский «аппендикс» (Владимир ЕФИМОВ)

Как Путин себя под Лениным чистит (Владимир ЕФИМОВ)

Маэстро слова, или Выбор филармонии (Вадим РЕВИЧ)

Ошибка на бумаге, или Неудачный проект «Comedy clab» (Анна САФРОНОВА)

Трахтенберг: «Циником быть проще» (Александр СОРОКИН)

Конец жабьего болота (Александр СОРОКИН)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Пейзаж как история души

Александр ДАВИДЕНКО

В галерее имени В.О.Фомичева новая экспозиция. Кроме нескольких больших высокопрофессиональных работ, основная часть – сравнительно небольшие этюды, великолепное качество которых убедительно говорит о том, что художник был прекрасным мастером и малых форм, умевшим скупыми средствами, лаконичным языком передать эмоциональное разнообразие в восприятии окружающего мира, его колористическое богатство и поэтическую приподнятость, казалось бы, простых, даже будничных, сюжетов.

Подходы к изображению пейзажа у Василия Фомичева различны. Наряду с «видовым» («Над Волгой. Село Рыбное», 1977), когда преобладают общие планы, заполненные светом и воздухом, когда пространство развивается и в ширину, и в глубину, когда «...главным является общее, которому подчинены частности...» (А. Федоров–Давыдов), нередко используется иной принцип. Он заключается в большей камерности, фрагментарности, акцентировании внимания на переднем плане, превращении дальних планов в некоторый фон, дополняющий и развивающий впечатления, порождаемые не всем далевым видом в равной степени, а эмоциональным центром («Ручей в лесу», 1990). Кроме них, часто встречаются и промежуточные модели.

Разнообразен и характер живописного мазка мастера: иногда он деликатный, воздушный, почти эфемерный, словно испаряющийся под летним солнцем («Волга. Рыбацкая шхуна», 1978), иногда агрессивный и напористый, по-«цорновски» размашистый, решительно вторгающийся в живописную плоть, взрывая и преобразуя ее («Лодочки у берега», 1975), словно формируя земную твердь и иную материальность. Обычный осенний день («Протока», 1975), когда уже солнце не греет, но еще не мучают дожди. Трава пожелтела, и обнажилась их структура, но деревья не спешат менять свой летний наряд, они силуэтами просматриваются на фоне дальнего леса и словно растворяются в сизой дымке, спустившейся с серого неба. За плотным, однородным облачным покровом ощущается присутствие солнечного диска, свет которого, просочившись сквозь завесу, бликует на неспокойной поверхности протоки. Все это написано легко и обобщенно, скорее намеком, нежели тщательной проработкой, а о деталях и тонкостях догадываешься по едва заметным признакам. Этот этюд показывает больше, чем иная большая картина. Этюд «Первая зелень», 1992, вызывая некоторые ассоциации с пейзажами К. Тройона, с их поэзией сельского быта, является примером воздействия магии художественного преображения действительности силами талантливого живописца, превращения легкой условности в уверенную реальность. Простые и случайные, казалось бы, пятна: поперечные, продольные, вихреобразные, мелкие и крупные, прозрачные и плотные, тонкие и широкие – все это воспринимается вблизи, как хаотически распределенные по поверхности краски. Но по мере увеличения расстояния до изображения происходит чудо: они превращаются в прекрасно организованный и тонко проработанный этюд картинного типа. Здесь и стадо коров, пасущееся на лугу, и роща с еще не распустившимися листьями, и холодная, спокойная поверхность реки, лишь недавно освободившаяся ото льда у самого берега, и бурное весеннее небо. Сложный мотив технически решен легко и виртуозно, что подчеркивает высокое мастерство художника.

Индустриальный пейзаж «Завод Большевик на Волге», 1978, как и жанровая работа «Разгрузка щебня», 1970, в большей степени являются пейзажами, в главном они решены именно так. Барки, буксиры, краны, металлические конструкции, трубы и заводские корпуса, автомашины и группы людей чрезмерно не акцентированы. Они растворены в дыму и пыли, введены в интерьер Волги, которая в данном случае не играет роль стаффажа, а становится важным компонентом сюжетной работы. Это не позволяет сосредотачиваться на бытовых деталях или на трудовом процессе, заставляя воспринимать жанровый элемент как доминантную, но, все же, часть пейзажа, решенного цельно и с большим чувством.

Глядя на этюд «Майская зелень», 1991, чувствуешь тот восторг, то счастье, которое испытывал художник при виде набирающей силу жизни. Сочный цвет молодой травы и свежих, недавно распустившихся листьев, лесным пожаром прошелся по острову, оставив лишь небольшие пятна нежного весеннего неба с яркими белыми облачками, да глубокую синь Волги, едва различимую за стволами негустой рощи. Мелкие разноокрашенные вибрирующие мазочки создают ощущение свежего ветра, шевелящего листву; их шорох даже слышится. Мягкая, податливая трава, от легкого дуновения припадающая к земле, прописана более длинными и широкими мазками. Вся работа очень импрессионистична и проникнута тонким лиризмом, а цвет отличает повышенная звучность.

Небольшая работа «Домик лесника», 1961, в серой гамме, с легкими акцентами на сугробах, с темной, старой избой и тяжелым фоном, смазанным рано наступившими сумерками, решен в чрезвычайно узкой цветовой гамме. Только на полутонах и тончайших переходах от темно-серого к грязно-белому создается замечательный, эмоциональный образ земного одиночества, оторванности от цивилизации, погружения в спокойные, несуетные размышления о вечности мира и краткости человеческой жизни.

Этюдная легкость и свежесть восприятия уступают место в больших работах неспешной вдумчивости, выявлению типичного и характерного, утверждению главного, наиболее важного, что, с точки зрения художника, точнее всего определяет его собственные взаимоотношения с Волгой, как символом той природы, частью которой является и человек. В одной из работ («Старые баржи», 1962) хорошо передано чувство легкого сожаления, возникающего при виде тесной протоки, заполненной замершими на приколе посудинами. Старые суда производят впечатление пыльных артефактов, символов уходящей красоты и бренности всей жизни. Умирая, они излучают какую-то энергию грустного обаяния. Это удачная попытка преодолеть тяготение повседневной, суетной чувственности, подняться над эффектной и выразительной частностью. В ней видно, как временная составляющая становится зыбкой и достаточно условной. Хотя в картине угадывается какое-то действие, событие, но его активность сведена к минимуму, а оно само превращается в «... вечно длящееся состояние как выражение гармонии бытия...» (А. Федоров-Давыдов). Замечательный русский художник К. Коровин словно имел в виду неравнодушные, эмоционально насыщенные работы В. Фомичева, когда говорил: «Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души, он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам». К этому определению хочется безоговорочно присоединиться, поскольку оно в полной мере соответствует творческому наследию нашего земляка.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |