| К свежему номеру |
Новая жизнь Радищевского музея
Татьяна ЛИСИНА 19 октября, после семилетнего ремонта, историческое здание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева вновь распахнуло свои двери для всех саратовцев, которые так долго этого ждали. Генеральный директор музея Тамара Гродскова встречала первых лиц области на улице, у входа в музей. На площади перед зданием выстроились в один ряд губернатор области Павел Ипатов, заместитель председателя правительства Наталья Старшова, министр культуры Михаил Брызгалов, епископ Лонгин. А непосредственно перед музеем появился… сам Боголюбов! Значимость события, переоценить которое для Саратова трудно, торжественность момента и царившая в атмосфере праздничность как бы вернули собравшихся на 200 лет назад, когда открытие Радищевского музея стало одним из самых знаменательных фактов в истории русской культуры.
Инициатор создания музея художник Алексей Петрович Боголюбов приложил немало труда, чтобы будущему музею дали имя его знаменитого деда, саратовского дворянина Александра Николаевича Радищева, которое в те годы еще находилось под запретом. Разрешение дал лично Александр III.
Но как отнеслись к идее строительства тогда саратовцы? «Какой музей? У нас дорог нет, школы и больницы не построены», – с возмущением писали тогда местные газеты.
Но вот озвученные страницы истории подошли к кульминационному моменту. Боголюбов пригласил всех в музей. Из детских рук в небо взметнулись белые голуби. Красная ленточка перерезана. «Высокие гости» первыми заходят в отреставрированные залы музея.
Первой к микрофону подходит Тамара Гродскова: «Разделите с нами радость завершения! Это важно не только для города, но и для России. Ведь художественный музей – это место вдохновения и красоты чувств. Радищевский музей – это колодец с незамутненной водой, в нем за все годы его работы не было случайных людей. С первого дня своего существования музей хранит прекрасное сокровище – хранит вечность.
Когда мы начинали реконструкцию здания, в Саратове не было ни одной строительной организации, которая бы имела федеральную лицензию. И первой ее получила «Стройреставрация», которая провела работы на должном уровне. После ремонта обновлено экспозиционное решение. Сегодня мы имеем все достижения информационной технологии, что позволяет считать Радищевский музей Классическим музеем ХХI века. Он переживает второе рождение».
Губернатор области Павел Ипатов рассказал, что накануне был приглашен в Дом Пашкова и лично убедился в том, что наш музей не уступает столичным. «В Доме Пашкова, – сказал он, – на аукцион будет выставлена одна из картин Алексея Боголюбова. Было бы прекрасно, если бы эту работу купил кто-то из саратовцев».
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Реставрация, музей – не профессия, не работа, это то, чем вы живете. Пусть так будет как можно дольше, чтобы о саратовской культуре можно было говорить с большой буквы и в превосходной степени».
В завершении торжественного вечера выяснилось, что коллекция музея в этот день пополнилась двумя картинами. Известный коллекционер Лев Горелик подарил музею работу именитого красноярского художника Андрея Поздеева, после смерти которого был создан международный фонд Поздеева. «Я решил подарить музею работу художника, которого в его коллекции нет, – сказал журналистам Лев Григорьевич. – Это картина 1970 года «Шекспировский шут из «Короля Лира»».
Президент общественного городского фонда Боголюбова и директор художественной галереи «Феникс» Геннадий Дырнаев преподнес музею в знак дружбы символичного «Феникса» кисти современной украинской художницы Инессы Карповой.
Итак, музей открыт. В обновленной экспозиции появились залы древнерусского искусства и графики (один уже действует, второй откроется через месяц). Ни один экспонат не отправлен за время ремонта в запасники. Более того, появилось несколько работ, до этого не выставлявшихся. Это огромное полотно Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны» 1799 года, «Арлекин» Ф.С. Богородского, работы Ульянова и Остроумовой-Лебедевой.
Но, наверняка, первое, что удивит вас, когда вы поднимитесь по уникальной чугунной лестнице на второй этаж, будет арка (закрытая прежде). Сквозь нее видна другая арка, расположенная напротив. Взгляд скользит дальше и останавливается на огромном памятнике Петру Первому в противоположном зале музея.
Фото автора
Весь номер на одной странице
|