Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 18 (204) от 22.05.2003

 

Найден источник горячей воды (Ирина ГHATЮК)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Есть такая партия!

В Подмосковном городе Голицыно 1 мая открылся учредительный съезд политической партии «Рассвет». Идея партии выросла из предвыборной кампании Екатерины Дунцовой, которая пыталась стать кандидатом на выборах президента РФ, но ЦИК РФ отказал ей в регистрации инициативной группы. Читать полностью...


Памяти Алексея Битюцкого

22 апреля в городской больнице №6 Саратова на 66-ом году жизни скоропостижно скончался Алексей Петрович Битюцкий. Читать полностью...




Сайт популярного саратовского интернет-издания «Свободные новости» (fn-volga. ru) заблокирован. Причина до сих пор неизвестна

Как сообщает редакция, 10 апреля сайт «Свободных новостей» оказался недоступен для абонентов крупных российских провайдеров: МТС, Билайн, Дом.ру, Ростелеком. У части читателей сайт просто не загружается, у части подгружает страница с информацией о том, что доступ к ресурсу ограничен на основании федерального закона № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». У читателей, которые находятся за пределами страны, проблем с доступом к сайту нет. Читать полностью...


«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Миллионеры На Марках

Автомобильные магнаты

Дата размещения на сайте: 04.11.2015

Александр КРУТОВ

В конце XIX – начале XX века практически во всех развитых странах появились собственные модели автомобилей. В историю мировой автомобильной промышленности золотыми буквами вписаны имена Генри Форда, Луиса Рено, Карла Бенца, Стюарта Роллса и Генри Ройса, братьев Додж... Отцам-основателям крупных автомобильных империй приходилось одновременно быть изобретателями, конструкторами новых машин, организаторами производства и бизнесменами, налаживающими сбыт этого необычного по тем временам товара.

Из всей этой плеяды славных имен мы хотим рассказать лишь о двух людях – Генри Форде и Джованни Аньели. На наш взгляд, от всех прочих зачинателей автобизнеса этих двоих отличает то, что они были новаторами определенных социальных явлений. Или можно даже сказать, авторами определенной философии социального бизнеса.

Генри Форд: «Жес Лиззи» отдается миллионам

Сегодня, спустя 55 лет после смерти Генри Форда приходится констатировать отсутствие однозначных оценок личности этого человека.

С одной стороны, Форд одним из первых попал в книгу рекордов Гиннеса как миллиардер. Стало быть, по этому показателю он вполне может быть зачислен в разряд «акул капитализма». Но при этом Форд ратовал за внедрение принципа планомерности не только на своих предприятиях, но и в окружающем его американском обществе. В своей книге «Моя жизнь – мои достижения» Генри Форд писал: «Если бы я преследовал своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной; она в переизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не дает высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана. Все зависит от степени планомерности и целесообразности».

При прочтении этих строк в памяти невольно всплывают основные тезисы известной ленинской работы про империализм – высшую и последнюю стадию капитализма. Не знаю, читал ли до этого Форд Ленина, но соотечественники автомобильного магната вполне оправданно не признавали за ним социалистических добродетелей. Чего стоит хотя бы настоятельный отказ Форда допустить профсоюзы на свои предприятия.

Так кем же Генри Форд был на самом деле?

Будущий автомобильный магнат родился в 1863 году – в самый разгар гражданской войны в США. Отцом будущего миллиардера был простой фермер, эмигрант из Ирландии. Помимо Генри в семье было еще семеро детей. В шестнадцатилетнем возрасте увлеченный механикой подросток отправился в Детройт – будущую автомобильную столицу Америки. Вернувшись через три года назад на отцовскую ферму, молодой Форд занялся сельским хозяйством и параллельно для собственных нужд сконструировал трактор. Даже живя на ферме, Генри Форд умудрялся подрабатывать в компании «Вестингауз электрик». Однако заниматься конструированием и изготовлением серьезных машин в сельской местности было невозможно, Генри возвращается в Детройт, где в 1888 году, в возрасте 25 лет получает должность инженера-механика, а затем главного инженера в «Электрической компании Эдисона». В свободное от работы время Форд занимался сборкой автомобиля. Первое его детище, больше похожее на ящик с колесами, появилось в 1893 году. А спустя два года изобретатель создал первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем.

Начальные шаги в мире бизнеса Генри Форд сделал в 1899 году, когда совместно с несколькими компаньонами основал «Детройтскую автомобильную компанию». В этой фирме Генри Форд проработал три года, сконструировав за это время в общей сложности 19 моделей. Однако после того, как было налажено стабильное производство, между партнерами начались разногласия по ключевому вопросу, остающемуся актуальным и для современной России. Большинство компаньонов были склонны считать машину предметом роскоши, который по карману лишь богачам. Форд же, в свою очередь, придерживался концепции что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». То есть видел основного потребителя новой техники в широких слоях среднего класса. Поэтому в 1902 году Генри Форд покидает совместную компанию, преобразованную после его ухода в фирму «Кадиллак». Для создания собственного производства нужны были солидные капиталы, которых в ту пору у Форда не было. Зато у него была смекалка и конструкторский талант и определенная доля везения. Форд создал две гоночные машины, установив на одной из них мировой рекорд скорости. Однако лично быть автогонщиком изобретатель не собирался. В это время наш герой познакомился с велогонщиком Барни Олдфилдом и научил того водить автомобиль. На машине Форда Барни выиграл несколько соревнований. На призовые деньги от этих побед изобретатель наконец-то сумел основать собственную автомобильную компанию «Ford Motor Company», которая первоначально располагалась в небольшом сарае, она же стала и первым, так сказать, официальным сервисом Форда. Генри был директором, главным конструктором и сменным бригадиром своего предприятия. Здесь Форд сумел реализовать все свои идеи как по части конструирования и выпуска новых моделей, так и в части принципов их реализации. Первый Ford А стоил 850 долларов, что делало его доступным для представителей среднего класса. В 1908 году предприятие выпустило один из наиболее массовых и популярных автомобилей – Ford Т, прозванный «жестяной Лиззи». Эта модель производилась 19 лет (всего было выпущено 16 млн машин).

Коммерческая политика Генри Форда, взявшего курс на торговлю самыми дешевыми в Америке средствами передвижения, встречало ожесточенное сопротивление как со стороны конкурентов, так и со стороны партнеров компании. Объединение лицензированных производителей автомобилей поставило перед Фордом ультиматум: либо его фирма присоединяется к нему и проводит согласованную ценовую политику, либо прекращает свою деятельность. Однако предприниматель не желал поднимать цену на свою продукцию и признавать чужой диктат. Свои интересы и идеалы компании Форда пришлось отстаивать в суде в ходе изнурительного процесса, длившегося шесть лет. Вынесенное в 1909 году решение было не в пользу Форда. Однако в 1911 году он опротестовал это решение и все же выиграл суд.

Принято считать, что на своих заводах Форд установил потогонную систему, позволяющую ему добиваться повышенных норм прибыли. Во втором издании БСЭ начала 50-х годов, была помещена статья «Фордизм». Там, в частности, можно было прочитать, что «благодаря высокой интенсификации труда на фордовских заводах, в частности на автомобильном заводе в Кливленде, 40 рабочих выполняют ту же работу, которую на других автомобильных заводах выполняют 117 рабочих. Рабочие фордовских заводов, получая несколько повышенную заработную плату, вынуждены трудиться с нечеловеческим напряжением сил, что превращает рабочего уже к сорока годам в инвалида».

Скорее всего, данная информация почерпнута из американской прессы тех лет, настроенной весьма критически к деятельности Форда. Одной из любимых журналистских «фишек» было цитирование знаменитой фразы автомобильного магната: «Каждый покупатель может приобрести автомобиль любого цвета при условии, что этот цвет – черный». Считалось, что эта фраза – верх пренебрежения к интересам и вкусам потребителя. Истинный же смысл этой фразы имел сугубо технологическую подоплеку – за время конвейерной сборки успевает высыхать лишь одна-единственная фаска – японский черный лак. Примерно так же обстояли дела и по части «потогонной системы». Все писали именно о ней, не замечая, что на заводах Форда введен 8-часовой рабочий день (что было редкостью в Америке в начале 20-го века). Автомобильный магнат не стремился афишировать то, что за час работы на его заводах рабочие получают по 5 долларов, тогда как на других предприятиях – по 2-3 доллара. Мало кто знал и о том, что почти 40 процентов менеджеров «Ford Motor Company» начинали с должностей простых рабочих. Как политик и общественный деятель Генри Форд был не менее противоречив, чем Форд-предприниматель, баллотируясь в годы Первой мировой войны на президентский пост, Форд стал строить свою избирательную кампанию «от противного». Вместо разыгрывания традиционного для претендентов имиджа «патриота», Форд решил использовать имидж «космополита»-миротворца. Вместе с рядом других предпринимателей он организовал и профинансировал пацифистский демарш – снарядил «корабль мира» в Европу. Данная акция вызвала шок в политических кругах Америки Теодор Рузвельт назвал плавание «корабля мира» не иначе как «самым позорным явлением в Америке», а политические противники окрестили Генри «вралем и клоуном».

Новый политический накат на автомобильного магната случился перед Второй мировой войной. В прессе Форду приписывали финансирование нацистов и связи с Гитлером. Пищу для подобных слухов, возможно, давало то, что в конце 20-х годов «Ford Motor Company» установила тесные экономические связи с германским концерном «И. Г. Фарбениндустри», которому была продана часть акций немецкого филиала компании. Одновременно Форд стал акционером американского филиала «И.Г. Фарбениндустри». Обвинение в поддержке Гитлера настолько задело Форда, что он засел за написание собственной книги. Так родился знаменитый фордовский бестселлер «Моя жизнь – мои достижения». В нем помимо чисто мемуарных сведений автор излагает и свои социально-философские взгляды и принципы.

При прочтении этой книги не устаешь поражаться. Например, тому, как Форд формулировал основную цель капиталистического производства. «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях заработать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она на самом деле хочет. Делать дела на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства – чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю».

При прочтении этих строк невольно возникает ощущение, что так называемый «главный закон политэкономии социализма» его безымянные творцы списали у Форда.

Несмотря на все обвинения в космополитизме и пацифизме, нельзя не отметить того огромного вклада, который внесли Генри Форд и его компания в победу США и ее союзников во Второй мировой войне. По объемам полученных от правительства военных заказов (5,3 млрд долларов) корпорация Форда занимала в США третье место после «Дженерал моторс корпорейшн» и «Кертисс- Райт корпорейшн». Не обошлось без потерь и в семье самого Генри Форда. В 1943 году на фронте был убит его единственный сын Эдсед. Перед началом войны Эдсел формально занимал директорский пост в корпорации своего отца. Хотя ключевые решения по всем стратегическим вопросам по-прежнему принимал Генри, которому к тому времени перевалило за 70.

После смерти Форда в 1947 году компания перешла к его единственному внуку. Однако Генри Форд-младший был менее удачлив в бизнесе, чем его дед. Внук автомобильного короля не смог удержать контроль над всей промышленной империей. Тем не менее, до настоящего времени марка Форда остается одним из наиболее популярных в мире автомобильных брендов.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |