| К свежему номеру |
Банкротство Саратова начинается с Москвы
Геннадий Турунтаев
Вопросы задавал Илья МАКСИМОВ
19 декабря Саратовская городская дума приняла бюджет на 2014 год. Его параметры впечатляют, если принять во внимание, что он покрывает всего 47% тех средств, которые необходимы для более или менее нормальной жизнедеятельности областного центра: общий объем доходов - в сумме 10 705 725,7 тыс. руб., общий объем расходов - в сумме 11 216 889,1 тыс. руб., дефицит - в сумме 511 163,4 тыс. руб., или 8% объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. После голосования, в результате которого проект бюджета был принят в целом абсолютным большинством голосов, депутаты от КПРФ Геннадий Турунтаев, Денис Шумихин и Андрей Карасев в знак протеста покинули заседание думы, назвав бюджет 2014 года «еще одним шагом к банкротству Саратова».
Наш корреспондент встретился с депутатом Саратовской городской думы Геннадием Турунтаевым, чтобы выяснить: почему бюджет нашего города хронически не обеспечивает его нормальное существование, кто в этом виноват и как можно и следует решить эту проблему?
Корр.: Геннадий Александрович, в принципе, такой бюджет нашего областного центра, который был только что принят на следующий год, - не новость. Это повторяется из года в год. И не только в Саратове, но и в других городах России, где бюджетное обеспечение на одного жителя примерно такое же, как в Саратове. Исключение – Москва, там на каждого жителя приходится около 124 тысяч рублей, и Санкт-Петербург (80 тысяч рублей). Для сравнения: в Саратове на 2014 год, по общему объему расходов, включая дефицит, на каждого жителя приходится 13 тысяч 353 рубля.
С другой стороны, общеизвестно, что в Саратове ежегодно собирается около 70 млрд рублей налоговых поступлений. В связи с этим у меня вопрос: есть ли цифры, по которым можно узнать, так сказать, истинную картину, насколько обеспечивается годовым бюджетом потребность города и сколько еще нужно средств, чтобы удовлетворить эту потребность?
Г. Турунтаев: Есть нормативы отчислений, в зависимости от численности проживающих в населенных пунктах. И с целью бюджетного выравнивания расходов бюджетных средств на каждого гражданина эта величина и определяется. Со слов Грищенко, финансисты говорят, что наш бюджет на 2014 год сформирован на 47%.
Бюджетный кодекс определяет: 50% федеральному бюджету, 50% - региональному бюджету. При этом, с принятием каждого годового бюджета Государственная Дума 65-67% забирает в федеральный центр, а 35% оставляет региону.
Корр.: Получается, что все упирается в Бюджетный кодекс. Тогда вопрос: как и каким образом с этим бороться?
Г. Турунтаев: Через Государственную Думу, менять федеральный закон. Выходить с инициативой от городской думы, от областной думы о внесении изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. С этими предложениями фракция КПРФ выступает в Государственной Думе. Но все стопорят депутаты от «Единой России».
Корр.: А были предложены такие проекты законов?
Г. Турунтаев: Да, конечно. Кроме этого, для наполнения бюджета страны мы предлагали принять закон о прогрессивной шкале налогообложения, переподчинить управление сырьевых ресурсов от частных компаний государству и передать в государственное управление производство и реализацию спирто-водочной продукции. И в царской России, и в Советском Союзе реализация алкогольной продукции давала до 30% поступлений в бюджет от налогов и прибыли.
Все эти предложения передавались лично Путину, но реакции никакой не было.
Корр.: Вот мы говорим, что в годовом бюджете Саратова остается средств, которые покрывают лишь около 50% от того, что необходимо городу. А коли и в целом в стране такая ситуация, что федеральный центр не может (или, правильнее сказать, не хочет) взять те средства, которые находятся в руках у олигархов, владеющих естественными монополиями, и вынужден тянуть с регионов, оставляя им только на нищенское существование, то, может быть, нужно признать тот факт, что и Россия в целом – банкрот?
Г. Турунтаев: Я согласен. Об этом красноречиво говорят и цифры, которые дает минэкономразвития России. По более ранним прогнозам, на 2014 год рост ВВП должен был составит 3,6%, потом скорректировали до 2,4%, а теперь говорят об 1,8%.
В то же время резервный фонд, который они держат «за бугром», превысил 500 млрд. рублей. Причем, договаривались в Государственной Думе, что сумму, превышающую 500 млрд рублей, пустят на внутренние нужды. Но этого не происходит. Зато отдают Украине 15 млрд. рублей, из каких соображений – понятно.
Корр.: Получается, что уповать на то, что федералов можно каким-то образом образумить и в регионах будут оставаться средства, необходимые для реальной потребности населения, бессмысленно? Или надо начинать давить и с одной и с другой стороны?
Г. Турунтаев: По факту последних 5-7 лет, получается, что действительно бессмысленно. Предложений на этот счет – масса, инициатив – масса, а все каждый раз возвращается на круги своя и реализуется в прямо противоположном направлении.
Корр.: Так что же, получается, если бы федералы хотели помочь вымирающим регионам, то у них, в принципе, есть откуда взять средства?
Г. Турунтаев: Да, конечно. Но они не хотят выпускать вожжи управления. Мы же пока еще законными способами пытаемся до них достучаться, то есть внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Не будет получаться, будем апеллировать к собственному народу: давайте требовать со стороны общества.
Действия федеральной власти поражают своей непродуманностью. Они сначала социальный налог на предприятия подняли до 36%. И сразу 700 тысяч предприятий перестали существовать, потому что не выдержали такой нагрузки. Сейчас снизили до 26%, а в результате в 2014 году той массы налоговых поступлений, которую собирали с 36%, мы уже не получим.
Еще одна дыра. Если раньше из федерального бюджета через региональный шли отчисления в городские и муниципальные округа в размере 26%, то теперь – 11%.
Корр.: Существуют ли другие меры воздействия? Например, через суд. Город подает иск на правительство области, а то, в свою очередь, - на правительство страны.
Г. Турунтаев: Примерно об этом я и говорю в нашей Думе: давайте не примем годовой бюджет. На это есть законные основания: если бюджет не обеспечивает полномочия, прописанные в Федеральном законе № 131 и скопированы в Уставе города, значит, тем самым нарушается Бюджетный кодекс, по которому запрещается передавать полномочия без финансового подтверждения.
Корр.: Что получается: воли нет? Тогда – кого?
Г. Турунтаев: Первых лиц: страны, региона, глав муниципальных образований.
Корр.: А депутаты?
Г. Турунтаев: А депутаты от «Единой России» четко исполняют то, что было принято на Политсовете партии. И лишних вопросов при принятии бюджета не задают.
Я и при принятии бюджета-2014 предлагал: давайте от имени городской думы перейдем на 1/12 финансирования. Бюджетный кодекс это допускает. Соберем наших депутатов Государственной Думы, пригласим Володина, как земляка, сформулируем наше предложения по изменениям и дополнениям в Бюджетный и Налоговый кодексы и выйдем с ними в областное правительство, где много специалистов по этим вопросам.
Я, конечно, представляю реакцию депутатов: а что это мы по Саратову будем лоббировать, что, из 83 регионов мы лучше всех? А если посмотреть на эту проблему в общем масштабе страны, то сегодня у них таких средств нет.
Корр.: Почему у них таких средств нет?
Г. Турунтаев: Потому что мы продаем нефть сырьем, перерабатывающие предприятия не создаем, гоним нефть и газ по «потокам» - Северному, Южному, в Китай и т.д. Почему такая неразумная политика? Да потому, что если развивать собственное производство, то появится рабочий класс, который будет бороться за свои права.
Корр.: Получается, что ситуация патовая?
Г. Турунтаев: Конечно. Нет политической воли. Они на словах говорят красивые вещи, обещают при избрании депутатом или при вступлении в должность защищать интересы граждан, а на деле ответственности за создавшееся положение на себя не берут.
Корр.: И чего им не хватает, чтобы отвечать за свои слова и исполнять свои обязанности?
Г. Турунтаев: Много чего им не хватает. Не хватает смелости. Хотя все рычаги управления у них в руках. Вертикаль власти работает.
Но самое главное, что им мешает работать на благо людей, - то, что они находятся в системе, то есть действуют по принципу: что мне скажут, то я и буду делать. Открыто они об этом не говорят, но в кулуарах иногда проскальзывает.
Корр.: Геннадий Александрович, какой можно сделать общий вывод по тому, о чем мы с Вами говорили?
Г. Турунтаев: Вывод тот, что бюджет – самая больная на сегодня тема: как в масштабе города и региона, так и в масштабе страны. Вот вам два примера. На встрече Радаева с жителями Ленинского района он сразу предупредил присутствующих, чтобы ему не задавали вопросов по бюджету. То же самое сказал Путин на встрече с главами муниципальных образований.
Получается, что напрочь отсутствует политическая воля, прежде всего у партии, которая сосредоточила в своих руках все властные рычаги на всех уровнях. Нет желания, поэтому вопросы по бюджету не обсуждаются, так как сама система, в которую эти ответственные люди включены, не позволяет им этого. Отсюда боязнь вылететь из этой системы, она их просто вытолкнет.
Будут ли в ближайшее время изменения, появятся ли такие люди, которые пойдут против системы, - трудно сказать. Пока что противостоят этой системе только коммунисты. А в целом наша городская дума – «молчаливое сообщество». Когда им говоришь об этом – они обижаются. Утверждают: нет, наш город развивается. Мы говорим: как же развивается, если не строится ни одного кв. метра муниципального жилья, денег в бюджете нет, мы не строим детские сады (очередь подскочила с 9 до 15 тысяч, когда была введена электронная система подачи заявок), 500 домов требуют капитального ремонта, государство перестало помогать, в управлении ЖКХ бардак и коррупция и т.д.
Весь номер на одной странице
|