| К свежему номеру |
Палочка Бернстайна на саратовской сцене
Ирина КАБАНОВА Саратов вновь принимает выдающихся исполнителей – 19 июня в театре оперы и балета Владимир Спиваков дирижировал Национальныи филармоническим оркестром России, исполнявшим произведения целого созвездия европейских композиторов наряду с Чайковским и Прокофьевым. Дворжак, Верди, Чилеа, Каталани, Россини, арии и молитвы в исполнении солистки Мариинского театра, лауреата международных конкурсов вокалистов Татьяны Павловской… Наш город стал частью масштабных гастролей НФОР, которые с 16 по 20 июня проходили в крупнейших городах России и явились продолжением гастрольной политики, которую оркестр проводит с 2004 года. Впрочем, не количество квадратных километров урбанизированной на волжском берегу площади повлияло на выбор организаторов турне. «В духовном плане мы считаем вас не провинцией, а одним из центров культурной жизни», - сказал на пресс-конференции директор НФОР Георгий Агеев.
Созданный в 2003 году и вобравший в себя оркестровую элиту Москвы и Санкт-Петербурга, коллектив взял на себя задачу возрождения и развития лучших традиций российского и мирового оркестрового исполнительства. За небольшое время своей творческой жизни НФОР сумел стать настоящим музыкальным символом России. «Основа основ нашего оркестра, без чего невозможна успешная работа, – это хорошие, человеческие отношения, - продолжал Георгий Агеев. - Поскольку оркестр – это не только совокупность ярких индивидуальностей, все эти три года мы занимались тем, что вырабатывали свой собственный стиль. Сегодня в этом есть необходимость, потому что голоса оркестров уже перестали различать, как было раньше, когда, к примеру, играл оркестр Евгения Светланова или Кирилла Кондрашина. Мы только в начале этого пути, хотим взять все лучшее от великих и соединить в исполнительской манере русские традиции с современными западными технологиями».
Бесспорно, партитуры с пометками Мравинского и Светланова попали в хорошие руки. То, как Владимир Спиваков превращает, говоря словами выдающегося скрипача Иегуди Менухина, благословенный дар музыки в экспрессивную жизненную энергию, смогли оценить не только в Европе, США и Японии, но и в городах Урала, Западной Сибири, Севера и Юга России, что гораздо важнее, ибо позволяет создать у жителей удаленных от столиц уголков чувство сопричастности к высшим сферам культурного процесса. Стоит напомнить, что ни в Сыктывкаре, ни в Североморске до 2005 года, когда по просьбе Минобороны России НФОР включил их в свое турне, столичные коллективы не выступали вообще.
Было бы ошибкой считать, что лучшие исполнительские кадры России, собравшись вместе, превращают оркестр в закрытую самодостаточную организацию – НФОР поддерживает талантливых молодых музыкантов, создавая условия для их творческой реализации и профессионального роста: в коллектив приглашены молодые исполнители, а в сезоне 2004-2005 годов в оркестре была создана группа дирижеров-стажеров. В нынешнем сезоне такая работа проводится в отношении молодых оркестрантов – у наиболее перспективных из них есть возможность занять места в основном составе оркестра. В качестве источника новых творческих кадров выступает Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова. По словам Владимира Теодоровича, фонд постоянно наблюдает за детьми, которых взял под свое покровительство, но тем не менее не ставит перед собой задачу сделать всех гениями и мировыми знаменитостями. Помощь фонда за время его существования с 1994 года получили семь тысяч одаренных детей. Упомянул Владимир Спиваков и о том, что юные таланты впоследствии часто предпочитают продолжить свое обучение за границей, но отметил, что «принципы ЖЭКа», по которым каждый должен жить там, где он прописан, не имеют сегодня никакого веса, и тем не менее высказал пожелание, чтобы таланты возвращались на родину.
…На концерте в оперном театре в руках Владимира Спивакова была дирижерская палочка, подаренная ему Леонардом Бернстайном, у которого тот обучался дирижерскому мастерству. Несмотря на то что в качестве дирижера маэстро приходится выступать в последнее время чаще, чем в качестве скрипача, ему приходится изыскивать время, чтобы поддерживать форму: "В каждое свободное мгновение я хватаю скрипку, потому что она не прощает ничего". После Саратова оркестр, побывавший в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Волгограде, отправится в Челябинск, где в отличие от городов Поволжья поклонники классики услышат Бизе, Равеля и Сен-Санса в исполнении одного из самых востребованных молодых пианистов - Александра Гиндина. «То, что программа в разных городах разная, – это хорошо, потому что хорошо все новое. Да и оркестр не скучает. К тому же в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки есть великолепный рояль», - заметил Владимир Спиваков. Вряд ли слово «скучать» вообще употребимо к творческой деятельности Владимира Спивакова, поклонники таланта которого дарят ему не только цветы, но и стихи, песни и пирожки с маком и изюмом. Кто-то, возможно, оценивает его как человека, которого повсюду преследует удача, а сам Спиваков говорит так: «Конечно, я больше доволен ходом событий, чем недоволен, потому что я, оптимист, в отличие от пессимиста, который в каждой возможности видит трудность, в каждой трудности вижу возможность. Но разве бывает так, чтобы все удалось?».
|
Весь номер на одной странице
|