| К свежему номеру |
Возможен ли «праздник демократии»?
Юрий ЧЕРНЫШОВ Статья А. Климова «Праздник демократии без демократов» («Богатей», № 23 от 19.06.2008 г.) задела, что называется, за живое. Появились отклики. Самый, похоже, обстоятельный, Александра Никитина
(«Богатей», № 24, от 26.06.2008 г.). Не берусь судить о полноте сделанной А. Никитиным оценки процесса становления демократии или «зачатков» ее, как пишет он в своей статье. Мои размышления о другом. А возможен ли вообще «праздник демократии» с присутствием ли, без оного ли на таковом «демократов»? Да и что они такое есть «демократы»?
Сам Александр Никитин утверждает: «Для реального (так! – Ю. Ч.) демократа … из всех праздников демократическими по своей сути являются только 18 марта – День Парижской коммуны, 1 мая – День международной солидарности трудящихся, 10 декабря – День прав и свобод человека и 12 декабря – День Конституции, то есть праздники, которые способствуют утверждению ценностей свободы, справедливости и солидарности. Праздники, напоминающие всем о ненормальности социального неравенства и эксплуатации человека человеком». Боюсь, однако, что в рассуждениях в таком ключе больше игры словами, чем смысла и собственно полемики, относящейся к предмету разговора. Вдумайтесь хотя бы лишь в одно, последнее предложение приведенной фразы: «Праздники, напоминающие всем о ненормальности…». Чего же тогда праздновать? На таком празднике только и можно, что произносить крылатое выражение: «Нормально, Григорий. Отлично, Константин».
Не разбираю историю возникновения всех перечисленных Александром Дмитриевичем дат, напомню лишь, что день 1 мая в качестве праздника введен как отклик на расстрел в Чикаго выступления рабочих в этот день. Ну, как может быть праздником, тем более «реальных» демократов, день расстрела? Днем поминовения – да, но никак не праздником. И ходить в этот день надо бы не на демонстрации с национальными флагами, даже если флаг – цвета крови, а, на худой конец, молитвы читать. Иначе можно за праздник счесть и день 9 января 1905 года – день расстрела народного шествия к царю с хоругвями и попом Гапоном во главе. Чем не события в Чикаго?
Мы запутались в словах, все больше играем их смыслами и тем самым все доказательнее подтверждаем сказанное Тютчевым: «Слово изреченное есть ложь!».
Так что же правомерно считать собственно праздником и кто они такие – «реальные» демократы?
Александр Климов объединил два совершенно разных события, разделенные во времени: подъем российского флага в Саратове и День России, объявленный государственным праздником, в единое, якобы демократическое действие, и посчитал почему – то, что в этом действии есть повод для праздника. А. Никитин прав: с чего бы это? И он мог бы вполне логично, исходя из справедливой оценки свершившегося в 1980–1990-е годы как антикоммунистической номенклатурной революции (слова эти не произнесены, но смысл оценки именно таков), молчаливо или не очень поддержанной большинством населения и большинством членов 18 – ти миллионной компартии, обозначить праздничным день 21 августа – День ликвидации ГКЧП. К этому событию – факту ликвидации ГКЧП, а вместе с ним и надежд на возрождение монополии КПСС – ничего ни прибавить, ничего от него не отнять. Именно это событие само по себе и стало величайшим в новейшей истории страны, тогда СССР, давшим старт на пути к Дню независимости России. Хотя независимости от кого? От всех социалистических республик? А Россия что, была от них зависима? С этим еще разбираться и разбираться.
Но все – таки 21 августа мог бы стать действительно днем, который можно бы отмечать как праздник людей, которым ненавистна диктатура. Таких заведомо больше, чем по отдельности взятых «антикоммунистов», «демократов», «либералов», «националистов», «монархистов» и т. д. и т. п., огульно отнесенных А. Климовым к демократам. Но даже и в таком случае праздник не мог стать по определению «праздником демократов». Ибо демократия – всего лишь процедура. А процедура – это не событие, которое следует запомнить, а процесс. Это становление. Почему – то этот вариант оказался не замечен А. Никитиным, хотя, как мне кажется, смысл, который он вкладывает в понятие праздник, более близок к 21 августа, чем к 1-му мая.
Все – таки праздник, по большому счету, это памятник, но памятник не надгробный, а жизнеутверждающий. Памятник, сотворенный не из природных материалов, а, если угодно, из духовной материи, памятник, материалом для которого служит само время. Оно же – штука эфемерная и потому – то каждый год памятник приходится воссоздавать заново. И, в отличие от памятников материальных, что-то в таком воссоздании теряется, что-то добавляется. Как сохранить достоверность, как не дать простор мифологии, домыслам, как приуменьшить «непредсказуемость прошлого» и не превратить повод для похоронной церемонии в вакхическое действо, в пляски на могилах, наподобие тех, что происходят у фактического надгробия жертвам «социалистической Революции» на Театральной площади?
Есть добротный способ сохранить достоверность: создавать «хранилища времени» – музеи. В Санкт – Петербурге несколько лет назад создан музей, имеющий прямое отношение к теме, поднятой А. Климовым и продолженной А. Никитиным – Музей становления демократии в современной России имени Анатолия Собчака. Очень сдержанное название «становление демократии». Хотя и многообещающее. Конечно, четыре комнаты, в которых сейчас размещен музей, для России маловато. Это пока музей самого Анатолия Собчака в истории становления демократии. Истории, полной драматизма и очень показательной, до символичности, для становления демократии в России.
Но начало положено. Так не продолжить ли создание «хранилищ времени», времени становления демократии, не более того, в том числе и в Саратове? Анатолий Собчак считал, что «историки будут вспоминать и описывать наше время как важнейший период в жизни страны и народа, как поворотный момент истории, не менее значимый, чем поворот, совершенный в октябре 1917 года». И как был праздником день 7 ноября (а он все-таки был праздником), так таким же праздником, может быть, со временем станет день 21 августа. А пока – не до праздника, тем более «демократов».
Весь номер на одной странице
|