Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 17 (661) от 08.06.2013

 

Саратов: митинг в защиту образования

Cтратегия-31: Москва - Саратов

Саратов: вместо Стратегии-31 – обычный митинг (Илья МАКСИМОВ)

Суд встал на сторону закона (Илья МАКСИМОВ)

Заявление Общественного Экологического Совета Саратовской области об экологической ситуации в г. Саратове (Пицунова О.Н., председатель ОЭС, Варламов А.Г., секретарь ОЭС)

ЖКХ: быть порядку или не быть? (Сергей ПЯТКОВСКИЙ, заместитель председателя Городского общественного координационного совета собственников жилых помещений)

Конкурс «Душа хранит» подвел итоги (Илья МАКСИМОВ)

Государство жуликов и воров (Матвей ГАНАПОЛЬСКИЙ)

«Мы живем, под собою не чуя страны» (Гарри КАСПАРОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Роман Мерцлин

Александр ДАВИДЕНКО

К сожалению, до сих пор не были изданы не только монографии, но и хорошо прокомментированные альбомы, посвященные творчеству саратовских художников, живших во второй половине ХХ века или живущих сегодня. Поэтому отрадным явлением стал выход пусть небольшого, но такого нужного альбома живописи и графики Романа Мерцлина (1950 – 1999 гг.).

Куратором выступила Саратовская региональная организация «Союза архитекторов России», финансовую помощь оказали многие меценаты, понимающие значение сохранения культурного наследия. Серьезная вступительная статья, пунктирно обозначающая творческую эволюцию мастера, так рано ушедшего из жизни, написана Ефимом Водоносом. Написана со всей страстью человека, болеющего душой за то, чтобы не исчезли из памяти имена подвижников искусства, своим творчеством заслуживших уважительного упоминания каждый раз, когда речь заходит о Саратове художественном. Именно таким живописцем и был Роман Мерцлин.

Традиции лирического пейзажа, пейзажа настроения сложились в России еще в Х1Х веке, начиная с С. Щедрина и М. Лебедева, были подхвачены и дополнены в середине века в творчестве Л. Каменева, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Поленова, развиты в конце века А. Куинджи, И. Левитаном, В. Серовым. Эти традиции, обогащались новыми интонациями в течение всего ХХ века: А. Шевченко, Р. Фальк, А. Лентулов, П. Кончаловский и множество других не менее (и менее) известных живописцев.

Среди такой плеяды блистательных имен трудно не затеряться провинциальному художнику, трудно обрести свой голос, а не подпевать кому-то. Р. Мерцлину это удалось. Конечно, он испытывал чужие влияния, но обучение предполагает это, как и последующее преодоление зависимости, как показатель формирования самостоятельного художественного языка. Долгое время его творчество не воспринималось благожелательно «управленцами» и воинственными критиками, но, на мой взгляд, вовсе не потому, что оно было «настоящей правдой» (а что есть истина?). Причина была та же, по которой отторгались и другие искренние художники, не попавшие на передовые позиции околокультурных войн: «конфронтации искусства, некогда допускаемого (и даже – изредка – поощряемого) властями и так называемого нонконформизма». Такое искусство «попадает между этими полюсами. По большому счету, оно не ко двору при любой власти» (Л. Мочалов).

Вопрос о том, что лежало в основе художественного мировосприятия Р. Мерцлина – социальная заостренность человека, не склонного к «примирению с неблагоустройством жизни» или особый тип душевной организации, по-особенному воспринимающей окружающую действительность, транспонирующей ее в удобную для себя минорную тональность, художник своими работами решает в пользу второго. Многие пейзажи А. Марке, особенно зимние или сделанные в пасмурную погоду, нельзя назвать радостными, но они, конечно же, не выражают его протест против язв капитализма. А вот весьма непритязательные уголки Парижа приобретали у депрессивного М. Утрилло своеобразное очарование, становились достаточно чистыми и опрятными, если не сказать стерильными (Р. Мерцлина называли саратовским Утрилло, что неверно, так как у них принципиально разное восприятие окружающей действительности). В свою очередь, у Р. Фалька, с его особым видением, Париж был «тяжелый, сумеречный, серый, сизый, фиолетовый, это Париж трагических канунов, обреченный, взбудораженный, отпетый и живой» (И. Эренбург). Кстати, здесь проявляется еще один феномен – проекция собственных чаяний и собственных знаний (часто более поздних) на эмоциональное, но не политизированное восприятие пейзажа самим художником. С другой стороны, Э. Кирхнеру вовсе не нужны были трущобы, чтобы продемонстрировать свое критическое отношение к жизни.

В пейзажах разных художников присутствуют мотивы романтической восторженности, сострадания, благодати, исповеди, пластической ценности, рефлексии и так далее. Именно рефлексиями представляются мне пейзажи Р. Мерцлина. Подобное состояние свойственно любому человеку (только бездушные не склонны к рефлексии), но кого-то оно накрывает изредка, кого-то чаще, у Р. Мерцлина – это сквозное действие. Как живописные, так и графические его работы пронизаны чувством не горечи, а нежной грусти, «просветленной печали», свойственной не обличителю и критику, а лирику, не чуждого сентиментализма. Его можно было бы назвать светлым декадентом, подвергающим эстетизации то, что зритель с «активной жизненной позицией» воспринимает не иначе как «разруху». Но – светлым, так как в его картинах отсутствует пафос обличения или отрицания, есть лишь меланхолическая созерцательность в восприятии бытия. Можно увидеть в этом (возможно, допущение чрезмерное) некое сожаление о бренности материальных примет времени, возможно, именно как примета чего-то личного, близкого самому художнику. И эта образность является продолжением собственного внутреннего мира художника, его гармоничной визуализацией.

Р. Мерцлин чувствовал себя органично именно в той среде, которую реконструировал в работах. Действительная убогость жилищ, облупленность старых стен воспринята Р. Мерцлиным сквозь призму эстетического, а не критического чувства. На мой взгляд, здесь имеет место ностальгическое восприятие уходящего, своеобразной красоты разрушающегося. Это романтика не величественных руин, отражающая некое исходное, корневое, базисное, то есть ту жизненную константу, в которой можно черпать душевные и духовные силы для всевозможных прогрессов и возрождений, а можно покоиться с миром. И не стоит винить в этом исключительно «удушливую атмосферу эпохи застоя».

В подавляющем большинстве случаев пейзажи Р. Мерцлина – это «чистые» пейзажи, даже когда их населяют человеческие фигуры. Но роль этих фигур не так уж и мала. Если собачий хоровод в картине Н. Андронова «Ночь в Солигаличе» составляет, по выражению В. Манина, «действующие лица и сюжетные действия», то пешеходов в работах Р. Мерцлина «Зимой. 1983 г.» или «На перекрестке. 1984 г.» никак нельзя назвать простыми «персонажами». Они не менее важны, нежели упрощенно–коробчатые объемы зданий. Убери их - и не только композиция потеряет в своей полноте, но значительно ослабнет и сила эмоционального воздействия работ в целом. Именно их «действие», а часто их «бездействие», придает работам законченность и усиливает особую, щемящую ноту «одиночества в толпе». Его система образности не предполагает значительной вариативности развития закрепленного в подавляющем большинстве удачных пейзажей состояния. Это глубокое погружение в меланхолическую среду, которая не только не отвращает, но даже не огорчает художника. Более того, создается впечатление, что опасность для него представляет совсем другое - возможность выхода за рамки привычных ощущений, ставших комфортными для ее носителя. Именно это сказывается на некоторой ограниченности эмоциональной палитры, что само по себе не является недостатком, но что в поздних работах привело к превращению естественности пластического переживания в прием, набор формальных характеристик.

Оглядываясь назад, просматривая огромное творческое наследие Романа Мерцлина, приходишь к выводу, что как живописец наиболее полно он реализовал себя именно в пейзаже. Они у него глубоко интимны, но камерное звучание исходного мотива, благодаря универсальности переживаемого состояния грусти (легкой, щемящей, неизбывной, смиренной и т.д.), приобретает исповедальный характер, иногда пугающий своей откровенностью, но неизменно находящий живейший отклик у зрителя.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |