Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 26 (356) от 13.07.2006 г.

 

Вокзал превратится в комплекс (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Вермишель без регистрации (Александр СОРОКИН)

Что ответил заместитель полпреда (Александр СВЕШНИКОВ)

Дороги обещают заменить (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Слиску – к ответу (Александр СОРОКИН)

Самойловские купания (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Участников антисаммита «зачищала» милиция (Александр СВЕШНИКОВ)

Назначены повторные выборы (Александр СВЕШНИКОВ)

Управа на пристава (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Суд отказал в иске КПРФ (Александр СВЕШНИКОВ)

Видеозапись подтвердила факт подделки (Записал Александр СВЕШНИКОВ)

Спор о прудах и саженцах (Александр КРУТОВ)

Загадки горздрава (Александр КРУТОВ)

Уроки для России (Александр СВЕШНИКОВ)

Хроника инакомыслия (Александр РОМАНОВ)

Несите мусор в интернет (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Саратовцы на экспорт (Александр СОРОКИН)

Общение в заданом стиле (Александр СОРОКИН)

Московский кинофестиваль: скромность и противоречия (Владимир СЕМЕНЮК)

Испытание огнём (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Управа на пристава (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Живящая влага (Штатный Гурман)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



План действий по сохранению парка «Кумысная поляна»

На круглом столе 14 июня Соколов (министр) заявил, что готов предоставить по запросу список участков, которые изымаются и которые включаются в Природный парк (то, что они передавали с техническим заданием в ГЕОПРО 64, чтобы они занесли эту информацию на карту). Читать полностью...


Граница Кумысной поляны: общественные слушания без общественных обсуждений

В преддверии запланированного областным министерством экологии на 18 июня обсуждения проекта изменения границ природного парка Кумысная поляна, 14 июня в областной думе прошел круглый стол, на котором известные саратовские общественники, озабоченные сохранением этой особо охраняемой природной территорией, называемой «легкими Саратова», недвусмысленно потребовали от присутствовавшего областного министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Соколова до проведения общественных слушаний познакомить с проектом изменений границ парка, как того требует законодательство. Читать полностью...


«Аварийники» обращаются к президенту, к СМИ и к самим себе

5 июня, собравшись возле памятника Н.Г. Чернышевскому в Саратове, члены оргкомитета общественного движения «Союз жителей аварийных и ветхих домов города Саратова», обратились к Президенту Путину В.В. и журналистам со своей, во многом негативной, оценкой проведённой программе переселения жителей из аварийного жилья. Читать полностью...


Кремлевский крепостник

Инаугурация – событие мистическое, как встреча Нового года. Как встретишь, так и проведешь. Во всяком случае, на прошлой инаугурации этот принцип сработал: Путин ехал в Кремль по пустому городу, по центру, в котором только что похватали участников митинга на Болотной (и уже вовсю обыскивали тех, кто ушел с Болотной мирно или вовсе там не был). Итогом этого правления стали две локальные войны, нарастающая изоляция – как Путина, так и России, – чувство страха у одних и полной бесперспективности у других; ликования не наблюдается даже среди тех, кто корыстно или искренне поддерживает власть. Читать полностью...


Памятнику жертвам политических репрессий быть?

12 апреля 2018 года Саратовская городская Ассоциация жертв политических репрессий провела очередное заседание, посвященное проблеме открытия в нашем городе памятника жертвам политических репрессий периода 30-50-х годов прошлого века. Читать полностью...


Директор Государственного литературного музея выступил против ФГОС Ольги Васильевой

При решении каких проблем и где плодотворным будет совмещение традиций и инноваций? Существует ли повод для битв за «золотой канон»? Что на сегодняшний день нам непонятно в классике? Обладает ли нравственностью ли в принципе литература? Почему академическое образование является самым практичным? Филолог, профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея Дмитрий Петрович Бак о проблемах преподавания литературы в школе. Читать полностью...


Как увековечить память шовиниста Олега Табакова

Я думаю, достаточно памятника молодому Олегу Табакову, стоящему на пороге театральной карьеры, и мемориальной доски на доме, где он провел детские годы. И хотя вряд ли кто будет отрицать его вклад в нашу отечественную культуру, к сожалению, в его человеческой биографии последних лет жизни есть несколько фактов, которые, по нравственным критериям, многое перечеркивают в его благополучной творческой деятельности. Читать полностью...


Владимир Высоцкий: от огромной популярности к кропотливому изучению

14 марта в Государственном литературном музее К.А. Федина состоялся круглый стол «Мой Высоцкий. О поэте и человеке», посвященный 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого. Читать полностью...




Жить при Путине захотели 32,9% избирателей

Прошедшие 18 марта выборы президента РФ на избирательном участке № 185 г. Саратова (средняя школа № 41 на 2-й Дачной в Ленинском районе) прошли спокойно, без явных признаков каких-либо отклонений от норм и правил, установленных законодательством, и без ручек с исчезающими чернилами в кабинах для голосования, как это было замечено на выборах в Волгоградскую областную думу 1 марта. Читать полностью...


Три года как с нами не стало Бориса Немцова

27 февраля в сквер Художественного музея им. А.Н. Радищева в Саратове пришли два десятка горожан, чтобы помянуть добрым словом российского политика-демократа Б.Е. Немцова. Читать полностью...




Прогулка с одиночными пикетами в память о Борисе Немцове

25 февраля традиционные гулянья свободных людей из новой оппозиции в городе Саратове были посвящены памяти убитого три года назад политика-демократа Б.Е. Немцова. Читать полностью...



Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Написано мало, сказано много

Анна САФРОНОВА

Тридцать лет назад умер Виктор Курочкин, автор книги, которая выдержала много переизданий (в том числе и в последнее время) и теперь уже прочно завоевала себе место на книжных полках.

Речь идет о тишайшей повести «На войне как на войне», которая писалась Курочкиным к 20-летию победы. Несколько слов о сюжете для тех, кто не читал или просто давно не перечитывал эту вещь. Главный герой повести, юный младший лейтенант Саня Малешкин, командир самоходки, – ходячий повод для насмешек соратников. У него вечно все не слава богу – шапка задом наперед, машина из строя выходит не вовремя, рацию он по ночам гоняет, разряжая аккумуляторы, забывает выйти на связь с начальством и так далее. В общем, классический герой литературы – маленький человек с большой душой и чистым сердцем. В первом же бою самоходка Малешкина оказывается – по недоразумению, не услышан был сигнал к отступлению! – среди немецких танков. И Малешкин начинает действовать единственно возможным для него способом, то есть пытается уничтожить противника. В общем-то, непредсказуемые действия Малешкина решают исход сражения, и он, не имеющий ни одного наградного значка, представлен к званию Героя Советского Союза. Гибель его как будто случайна и нелепа – не в бою, а за обедом, от осколка мины.

Понятно, эта книга не могла вызвать восторга идеологизированной критики 60-х годов. «Кажется, Курочкина могли бы и вовсе не заметить при жизни, если бы его повесть не навлекла на себя гнев критики. В ней увидели что-то антигероическое, «антисимоновское»: главный персонаж «инфантилен», его нетребовательность и легкомыслие «граничат с преступлением» (из предисловия Сергея Федякина к изданию прошлого года в санкт-петербургской «Азбуке-классике»). Предисловие это заслуживает всяческого внимания. «Виктор Курочкин на фоне «лейтенантской» прозы обескураживает… Что-то незатейливое и простоватое. И незаметно втягиваешься в это неприхотливое повествование, как в прозу Пушкина…» Язык Курочкина – ясный, легкий, динамичный – действительно вырывает его из контекста прозы советского периода, отсылая к классике.

Курочкин нанес сильный удар по «тематическому подходу» к литературе. Литература о войне все советские годы числилась по ранжиру патриотического воспитания, что неизменно сопровождалось истерическим воспеванием подвига. А здесь - какая-то мелочь, Виктор Курочкин, позволяет себе посмеиваться над наивным Малешкиным, который успокаивает себя при взгляде на убитых немцев: «Сане тоже стало весело. Там, при виде безголового танкиста, его затрясло. А тут ничего, как будто так и должно быть. А как же иначе? Это же не люди, а фашисты!». Природный патриотизм Малешкина, не распознанный критикой, ничего общего не имел с патриотизмом официальным. И в этом смысле, как здорово подметил поэт и прозаик Александр Яшин, «Саня Малешкин имеет лишь одного предшественника – Петю Ростова». Сергей Федякин называет еще одного – Петра Гринева.

Замечательное свойство прозы Курочкина: читается «На войне как на войне» вовсе не как повесть о каких-то исторических дедушках-прадедушках – участниках ВОВ, а так, как будто речь идет о людях хорошо знакомых, милых сердцу. Вот один эпизод. Экипаж Малешкина – одесский еврей-филолог Домешек, прожорливый, но крайне чувствительный раздолбай Щербак, суровый ефрейтор Бянкин - обижается на своего командира. Дело в том, что в порыве самосовершенствования Малешкин вылил в помойное ведро свою порцию самогонки. Саня кается и подлизывается к экипажу, с этой целью от смущения зачем-то подробно рассказывает, как изводил на уроках училку немецкого (еще одна шпилька в сторону пропаганды):

«- С тех пор я так возненавидел фрицев, что готов их, гадов, душить вот этими собственными руками. – Малешкин показал руки и сжал кулаки.

Однако ни самобичующий рассказ, ни патриотический порыв не тронули экипаж. Щербак смотрел в одну точку. Домешек насвистывал «Темную ночь».

- Всё? – спросил ефрейтор Бянкин.

От этого вопроса Саня сморщился, словно проглотил горсть недозрелой клюквы».

Шпильки у Курочкина – не диссидентски-обличительные, с сурово сдвинутыми бровями, но мягкие, умные, добрые и спокойные: человек, показательно сжимающий кулаки, смешон (еще один штрих в пользу классики).

Сказано Курочкиным о многом, а написано мало. Его проза и сценарии (кстати, напомню, что повесть «На войне как на войне» была экранизирована режиссером Виктором Трегубовичем в 1968 году) уместились бы под одной обложкой. Вторая вещь о войне, «Железный дождь», не закончена: после первой части продолжения не было.

Не могу отказать себе в печальном удовольствии привести чудовищные цитаты из энциклопедии «Русские писатели 20 века», выпущенной московским научным издательством «Большая российская энциклопедия» в 2000 году. Объемная статья о Курочкине принадлежит В.А. Богданову. Без комментариев: «К. пытается исследовать психологию колхозников…» (о повести «Заколоченный дом»), «постепенно произведения К. становятся созвучны правде жизни»; «широкое и безоговорочное признание пришло к К. с появлением его пов. «На войне как на войне»; «способные на подвиги, герои К. не лишены человеческих слабостей».

В общем, красивая картинка присутствия Курочкина в так называемом литературном процессе: незнание (поправимо) и непонимание (не всегда поправимо).

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |