Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 26 (356) от 13.07.2006 г.

 

Вокзал превратится в комплекс (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Вермишель без регистрации (Александр СОРОКИН)

Что ответил заместитель полпреда (Александр СВЕШНИКОВ)

Дороги обещают заменить (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Слиску – к ответу (Александр СОРОКИН)

Самойловские купания (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Участников антисаммита «зачищала» милиция (Александр СВЕШНИКОВ)

Назначены повторные выборы (Александр СВЕШНИКОВ)

Управа на пристава (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Суд отказал в иске КПРФ (Александр СВЕШНИКОВ)

Видеозапись подтвердила факт подделки (Записал Александр СВЕШНИКОВ)

Спор о прудах и саженцах (Александр КРУТОВ)

Загадки горздрава (Александр КРУТОВ)

Уроки для России (Александр СВЕШНИКОВ)

Хроника инакомыслия (Александр РОМАНОВ)

Несите мусор в интернет (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Саратовцы на экспорт (Александр СОРОКИН)

Общение в заданом стиле (Александр СОРОКИН)

Московский кинофестиваль: скромность и противоречия (Владимир СЕМЕНЮК)

Испытание огнём (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Управа на пристава (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Живящая влага (Штатный Гурман)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Директор Государственного литературного музея выступил против ФГОС Ольги Васильевой

При решении каких проблем и где плодотворным будет совмещение традиций и инноваций? Существует ли повод для битв за «золотой канон»? Что на сегодняшний день нам непонятно в классике? Обладает ли нравственностью ли в принципе литература? Почему академическое образование является самым практичным? Филолог, профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея Дмитрий Петрович Бак о проблемах преподавания литературы в школе. Читать полностью...


Как увековечить память шовиниста Олега Табакова

Я думаю, достаточно памятника молодому Олегу Табакову, стоящему на пороге театральной карьеры, и мемориальной доски на доме, где он провел детские годы. И хотя вряд ли кто будет отрицать его вклад в нашу отечественную культуру, к сожалению, в его человеческой биографии последних лет жизни есть несколько фактов, которые, по нравственным критериям, многое перечеркивают в его благополучной творческой деятельности. Читать полностью...


Владимир Высоцкий: от огромной популярности к кропотливому изучению

14 марта в Государственном литературном музее К.А. Федина состоялся круглый стол «Мой Высоцкий. О поэте и человеке», посвященный 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого. Читать полностью...




Жить при Путине захотели 32,9% избирателей

Прошедшие 18 марта выборы президента РФ на избирательном участке № 185 г. Саратова (средняя школа № 41 на 2-й Дачной в Ленинском районе) прошли спокойно, без явных признаков каких-либо отклонений от норм и правил, установленных законодательством, и без ручек с исчезающими чернилами в кабинах для голосования, как это было замечено на выборах в Волгоградскую областную думу 1 марта. Читать полностью...


Три года как с нами не стало Бориса Немцова

27 февраля в сквер Художественного музея им. А.Н. Радищева в Саратове пришли два десятка горожан, чтобы помянуть добрым словом российского политика-демократа Б.Е. Немцова. Читать полностью...




Прогулка с одиночными пикетами в память о Борисе Немцове

25 февраля традиционные гулянья свободных людей из новой оппозиции в городе Саратове были посвящены памяти убитого три года назад политика-демократа Б.Е. Немцова. Читать полностью...




Бориса Немцова убил режим Путина

25 февраля в Саратове, в сквере по улице Грибова состоялся митинг в память об убитом российском политике Борисе Немцове, организованный региональным отделением движения «Открытая Россия» и саратовским штабом кандидата на пост президента РФ Ксении Собчак. Читать полностью...


Вот куда «проваливается» Кумысная поляна

Газета «Богатей» (№ 11 (798) от 21 декабря 2017 года), с содержанием которой можно познакомиться, перейдя по ссылке http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&oldnumber=798, почти целиком была посвящена безумной идее министра экологии и природных ресурсов Дмитрия Соколова запустить в природный парк «Кумысная поляна» бизнесменов для так называемого «развития парка», что, по здравому размышлению и авторитетному мнению специалистов-экологов, приведет к фактическому уничтожению парка как особо охраняемой природной территории. Читать полностью...


Наледь убираем, а асфальт уродуем

Саратовский губернатор придумал новую технологию уборки наледи на тротуарах – с помощью отбойных молотков. Результат: на асфальте появляется множество раковин, которые станут в теплое время года проблемой для пешеходов, прежде всего женщин в обуви с тонкими каблуками. Читать полностью...


Григорий Явлинский: «Владимир Путин не может осуществлять новую экономическую политику»

12 февраля кандидат в президенты Российской Федерации Григорий Явлинский посетил Саратов и встретился со своими избирателями. Открывая встречу, он сказал: «Меня часто спрашивают: зачем я участвую в президентских выборах? Ведь я знаю, что у Путина 146%, и все-таки я участвую в выборах. Ответ простой: я участвую, чтобы иметь возможность с вами встретиться и сказать вам несколько очень важных вещей». Читать полностью...


Позор и еще раз позор депутатам от «Единой России»!

Во время очередного заседания городской думы, прошедшего 15 февраля, глава МО «Город Саратов» Михаил Исаев попросил депутатов выделить средства для закупки снегоуборочной техники. В итоге депутаты-единороссы единодушно высказались против выделения необходимых средств. На просьбу главы города положительно откликнулись только депутаты-коммунисты. Читать полностью...



Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Написано мало, сказано много

Анна САФРОНОВА

Тридцать лет назад умер Виктор Курочкин, автор книги, которая выдержала много переизданий (в том числе и в последнее время) и теперь уже прочно завоевала себе место на книжных полках.

Речь идет о тишайшей повести «На войне как на войне», которая писалась Курочкиным к 20-летию победы. Несколько слов о сюжете для тех, кто не читал или просто давно не перечитывал эту вещь. Главный герой повести, юный младший лейтенант Саня Малешкин, командир самоходки, – ходячий повод для насмешек соратников. У него вечно все не слава богу – шапка задом наперед, машина из строя выходит не вовремя, рацию он по ночам гоняет, разряжая аккумуляторы, забывает выйти на связь с начальством и так далее. В общем, классический герой литературы – маленький человек с большой душой и чистым сердцем. В первом же бою самоходка Малешкина оказывается – по недоразумению, не услышан был сигнал к отступлению! – среди немецких танков. И Малешкин начинает действовать единственно возможным для него способом, то есть пытается уничтожить противника. В общем-то, непредсказуемые действия Малешкина решают исход сражения, и он, не имеющий ни одного наградного значка, представлен к званию Героя Советского Союза. Гибель его как будто случайна и нелепа – не в бою, а за обедом, от осколка мины.

Понятно, эта книга не могла вызвать восторга идеологизированной критики 60-х годов. «Кажется, Курочкина могли бы и вовсе не заметить при жизни, если бы его повесть не навлекла на себя гнев критики. В ней увидели что-то антигероическое, «антисимоновское»: главный персонаж «инфантилен», его нетребовательность и легкомыслие «граничат с преступлением» (из предисловия Сергея Федякина к изданию прошлого года в санкт-петербургской «Азбуке-классике»). Предисловие это заслуживает всяческого внимания. «Виктор Курочкин на фоне «лейтенантской» прозы обескураживает… Что-то незатейливое и простоватое. И незаметно втягиваешься в это неприхотливое повествование, как в прозу Пушкина…» Язык Курочкина – ясный, легкий, динамичный – действительно вырывает его из контекста прозы советского периода, отсылая к классике.

Курочкин нанес сильный удар по «тематическому подходу» к литературе. Литература о войне все советские годы числилась по ранжиру патриотического воспитания, что неизменно сопровождалось истерическим воспеванием подвига. А здесь - какая-то мелочь, Виктор Курочкин, позволяет себе посмеиваться над наивным Малешкиным, который успокаивает себя при взгляде на убитых немцев: «Сане тоже стало весело. Там, при виде безголового танкиста, его затрясло. А тут ничего, как будто так и должно быть. А как же иначе? Это же не люди, а фашисты!». Природный патриотизм Малешкина, не распознанный критикой, ничего общего не имел с патриотизмом официальным. И в этом смысле, как здорово подметил поэт и прозаик Александр Яшин, «Саня Малешкин имеет лишь одного предшественника – Петю Ростова». Сергей Федякин называет еще одного – Петра Гринева.

Замечательное свойство прозы Курочкина: читается «На войне как на войне» вовсе не как повесть о каких-то исторических дедушках-прадедушках – участниках ВОВ, а так, как будто речь идет о людях хорошо знакомых, милых сердцу. Вот один эпизод. Экипаж Малешкина – одесский еврей-филолог Домешек, прожорливый, но крайне чувствительный раздолбай Щербак, суровый ефрейтор Бянкин - обижается на своего командира. Дело в том, что в порыве самосовершенствования Малешкин вылил в помойное ведро свою порцию самогонки. Саня кается и подлизывается к экипажу, с этой целью от смущения зачем-то подробно рассказывает, как изводил на уроках училку немецкого (еще одна шпилька в сторону пропаганды):

«- С тех пор я так возненавидел фрицев, что готов их, гадов, душить вот этими собственными руками. – Малешкин показал руки и сжал кулаки.

Однако ни самобичующий рассказ, ни патриотический порыв не тронули экипаж. Щербак смотрел в одну точку. Домешек насвистывал «Темную ночь».

- Всё? – спросил ефрейтор Бянкин.

От этого вопроса Саня сморщился, словно проглотил горсть недозрелой клюквы».

Шпильки у Курочкина – не диссидентски-обличительные, с сурово сдвинутыми бровями, но мягкие, умные, добрые и спокойные: человек, показательно сжимающий кулаки, смешон (еще один штрих в пользу классики).

Сказано Курочкиным о многом, а написано мало. Его проза и сценарии (кстати, напомню, что повесть «На войне как на войне» была экранизирована режиссером Виктором Трегубовичем в 1968 году) уместились бы под одной обложкой. Вторая вещь о войне, «Железный дождь», не закончена: после первой части продолжения не было.

Не могу отказать себе в печальном удовольствии привести чудовищные цитаты из энциклопедии «Русские писатели 20 века», выпущенной московским научным издательством «Большая российская энциклопедия» в 2000 году. Объемная статья о Курочкине принадлежит В.А. Богданову. Без комментариев: «К. пытается исследовать психологию колхозников…» (о повести «Заколоченный дом»), «постепенно произведения К. становятся созвучны правде жизни»; «широкое и безоговорочное признание пришло к К. с появлением его пов. «На войне как на войне»; «способные на подвиги, герои К. не лишены человеческих слабостей».

В общем, красивая картинка присутствия Курочкина в так называемом литературном процессе: незнание (поправимо) и непонимание (не всегда поправимо).

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |