Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 9 (523) от 11.03.2010

 

За милых дам (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Мисс-эконом 2010» (Елена ТАЛПЭУ)

Живи, как пишешь! Пиши, как живешь! (Елена ТАЛПЭУ)

Ремарка к Ремарку (Екатерина БОГДАНОВА)

Власти в регионе нет (Виталий ПАВЛОВ)

Береги мобильник смолоду (Ксения БАТУЗОВА)

Прокурорские тайны «России» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Место ценностей или вместо ценностей? (Леонид ЮРЬЕВ)

Как оппозиции взять муниципальную власть (Александр НИКИТИН)

КБПА на «Стрелку» не явилось (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Корректировки по ЖКУ: Откуда они взялись и что с ними делать? (Александр НИКИТИН)

Современный «средневековый» город (Елена ТАЛПЭУ)

Если нет города, дело не в сити-менеджере (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Дискавери – национальная идея Россия (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Бездействие гордумы признано судом ((www.oktrai.narod.ru))

История праздника 8 марта ((www.istorya.ru))

Сны о Библии (Александр ДАВИДЕНКО)

Владимир Скляренко: «Итогов я не подвожу, я только начинаю что-то делать». (Светлана ТЕНЕТКО)

Про собачьи экскременты и нашу безответственность (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Худсовет

Как «варганить» на варгане

Лана СОКОЛОВА

6 марта Русский зал Саратовского этнографического музея, который находится на улице Ульяновской, стал на время музыкальным классом. Москвичи Ирина Богатырева и Сергей Королев (студия «TA-MUSICA») провели в Саратове демонстрационный мастер-класс игры на варгане.

Что же это за инструмент – варган? Одни источники видят корни варгана в латинском organum или греческом organon – музыкальный инструмент, другие, – что свое название варган получил от древнеславянского варга – рот, уста, губа. Обе эти теории возникновения названия инструмента могут существовать вполне мирно, потому что варган – самозвучащий язычковый инструмент. Он имеет множество модификаций и больше сорока различных названий: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шан-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии). Впрочем, постсоветским пространством ареал варгана не ограничивается: Китай, Индия, Непал, Камбоджа, Австрия – вот далеко не полный перечень стран, в которых существуют свои варганы.

Считается, что до XVIII века варган был довольно популярен и на Руси, причем играли на нем преимущественно женщины. Вот какие сведения об этом инструменте приводятся в словаре Российской Академии Наук за 1789 год: «Варган – железное мусикийское орудие, простонародием употребляемое: длиной около вершка, коего головка почти в кольцо согнута, от того же места, где кольцо не довершается, протянуты два параллельно идущих треугольных брусочка, к середине головки приваривается стальная полоска, проходящая между брусков не касаясь их, имеющая на конце крючок. Играют на сем орудии приложа его к зубам, вбирая и выпуская дух и приводя в движение перстом стальную полоску».

За время своего существования варган претерпел незначительные изменения во внешнем облике. Существует даже версия, что варган является праинструментом аккордеона и баяна. В это весьма трудно поверить, глядя на две металлических пластинки, но из губной гармоники (в основе которой стоял ряд маленьких варганов, выстроенных по высоте звучания), чуть позже снабженной мехами для подачи воздуха, и получают аккордеон и баян.

Ирина Богатырева считает, что варган – это инструмент, который «открывает» человека. В процессе овладения особенностями этого инструмента начинаешь лучше чувствовать свое тело. «По сути, – продолжает Ирина, – звук у варгана издается за счет самого играющего, потому что резонирует голова и активно участвует вся ротовая полость. Получается своеобразная йога. Ты учишься чувствовать свое тело, причем даже те мышцы, которые в повседневной жизни редко используешь». Управляя языком и гортанью, можно получить совершенно разные звуки и по тембру и силе.

Впервые с этим инструментом Ирина познакомилась на Алтае. Позже оказалось, что в Москве тоже можно найти приверженцев варгана. Вообще, варган можно считать довольно известным и распространенным инструментом в мире: существует ассоциация варганистов, проводятся варганные фестивали. Правда, ввиду некой экзотичности инструмента, тянуться к нему по большей части молодые люди, – наверное, как самые любознательные и легко воспринимающие все новое.

Условно участников мастер-класса можно разделить на две части: те, кто уже знаком с инструментом и пришел расширить свои знания, и любпытствующая публика, которая, возможно, варган увидела впервые. Но все присутствующие с ученическим прилежанием делали разминку и старательно выполняли указания Сергея Королева.

Есть мнение, что эзотерика варгана состоит в том, что он работает так же, как работает мантра. «Звуковую вибрацию варгана можно собирать в любой точке как внутреннего, так и внешнего пространства. Спирально закрученные звуковые вибрации при прохождении по энергетическим каналам внутри человека разбивают психоэнергетические блоки, мешающие свободному протеканию энергий, на чем основан мощный целительский эффект, который наблюдается при игре на этом древнейшем эзотерическом музыкальном инструменте. Иногда игра на варгане может вызывать состояние легкого контролируемого транса, при котором могут возникать эффекты спонтанного яснознания, ясновидения или яснослышания. Недаром же варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Бубен открывал шаману путь в иные миры, варган же оберегал его – призывал духов-защитников, служил средством общения с ними (к слову, варган как средство передачи закодированной информации в свое время активно использовала сицилийская мафия)» (Ю. Коненко, В. Ерошев «Варган»).

Сегодня в России существует около десятка мастеров, изготавливающих варганы. Все инструменты делаются вручную, с минимальным вмешательством станков. На Западе, в Австрии, уже налажено довольно мощное промышленное производство варганов. Инструменты разных мастеров можно было увидеть и даже попробовать в «деле» на необычном мастер-классе.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |