Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 5 (649) от 07.02.2013

 

ЖКХ-мафия распускает руки (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Журналисты - за Конституцию РФ (www.lenta.ru 5 февраля 2013 г)

Сакральный день календаря (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Детей спасают от государства (Виктория САТЧЕНКО)

Капремонт: за что боролись, к тому и пришли (Виктория САТЧЕНКО)

В Саратове жить неудобно (www.RGS.ru)

Чего не хватает для счастья? (Ксения БАТУЗОВА По материалам пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области)

Диктатура и приватизация (Даниил КОНСТАНТИНОВ, член КС российской оппозиции, политзаключенный www.ФОРУМ.мск.ru 28.01.2013)

Ежегодный доклад Гражданской общественной палаты (В.И.Трофимов, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области г. Саратов)

Кормить льготников и иждивенцев больше не будут (Виктория САТЧЕНКО)

Слова Путина летят на ветер (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

«Письма счастья» – по заявке (Елена АНДРЕЕВА)

Электронная брошюра для бизнеса (Министерство экономического развития и торговли области)

Саратов, в котором я живу, или Инкубатор городского сумасшествия (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Выставка «Рокотовские родники» (Саратовский областной музей краеведения)

Юбилейная книга Игоря Смилевца (По материалам сайта www.sounb.ru)

Двадцать лет Андрея Ванина (Государственный музей К.А. Федина)

Даешь пушки вместо масла! (Иван ДУРДОМОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

От Дюссельдорфа до Саратова

Лана СОКОЛОВА

В художественном музее им. Радищева продолжается выставка «Россия – Германия: На перекрестке культур» из фондов музея. На выставке представлены живописные и графические работы, в также предметы декоративно прикладного искусства.

По словам заведующей отделом зарубежного искусства музея Татьяны Савицкой, дополнительным поводом для открытия выставки послужил «перекрестный год» Германии в России, объявленный в этом году. Очень помогло нашим музейщикам посольство ФРГ в Москве в издании замечательного каталога выставки.

Так случилось, что саратовский музей связывает с Германией много самых разных «нитей». Самое первое, пожалуй, то, что идея создания художественного музея пришла Боголюбову в немецком Дюссельдорфе, где он учился в мастерской знаменитого мастера дюссельдорфской школы Освальда Ахенбаха, пейзажиста, в творчество которого он просто влюбился, увидев его картины на одной из выставок. Это перевернуло всю его жизнь, он там познакомился с художником Александром Михелесом, который мечтал создать музей. Боголюбову понравилась эта идея, и ему тоже захотелось создать музей.

Саратов был выбран не случайно – это родина его деда – Александра Николаевича Радищева. Для музея было специально построено здание, и все мы знаем, сколь долго продолжалось строительство и сколько разных проблем было на пути открытия музея. И все же идея музея возникла, по мнению музейщиков, именно в Германии.

На протяжении многих лет музейная коллекция немецкого искусства бережно собиралась и пополнялась: Боголюбов сам покупал много произведений искусства, что-то поступало от дарителей, часть экспонатов появилась в музее в результате национализации, да и сам музей покупал произведения на всем протяжении своего существования. Выяснилось, что у нас не только много работ собственно немецкой школы, но и много художников из российских немцев, причем мастеров очень крупного уровня.

Выставка занимает три музейных зала. В первом зале представлена графика практически всех крупнейших художников, начиная от XV до XX века: Иоганн Матиас Кагер (1575–1634), Вильгельм Каульбах (1804–1874), Каспар Давид Фридрих (1774–1840).

Одна из стен в зале полностью посвящена замечательному мастеру Федору Богородскому (1895–1959), очень талантливому художнику, известному работами на темы, которые в то время были востребованы в России. В музейной экспозиции представлены работы Богородского, навеянные впечатлениями от поездки в Германию, выполненные в стиле немецкого экспрессионизма. Пожалуй, как считают музейщики, это Богородский, которого никто не знает или знает совсем мало.

В следующем зале представлены живопись и предметы декоративно-прикладного искусства XV – начала XIX веков. Самая ранняя работа – двусторонний створ нюренбергского мастера, датированный серединой XV века, поступивший в Радищевский музей из бывшего собрания князя Вяземского. По ряду причин, музейщики не смогли пометить работу таким образом, чтобы одновременно были видны обе стороны створа. Поэтому с одной стороны показан сюжет «Благовещение», а с обратной – «Рождество Богоматери». Художнику удалось насытить картину особым божественным светом, который подчеркивает торжественность, величественность события.

Музейная коллекция формируется и по сей день; например, на выставке представлен подарок от министерства культуры 2006 года «Пейзаж с охотниками».

Еще одни пример живописи XIX века – «Портрет Крылова» кисти И. Эггинка (1787–1867), такой же портрет знаменитого баснописца есть и в Русском музее. Иван Егорович Эггинк, исторический живописец и портретист, академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге, будучи незаконнорожденным сыном дворянина Friedrich Dietrich von Knigge использовал псевдоним от фамилии отца, записанной справа налево von Knigge. Эггинк получил от Академии в 1834 году за портрет баснописца Ивана Крылова титул академика.

Конечно же, невозможно пройти мимо фарфора, которым так славилась Германия. В экспозицию вошли изделия мейсенской фарфоровой мануфактуры и заводов, которые работали в стиле Мейсена – одного из первых и, пожалуй, известнейших производителей фарфора в Европе. Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии Иоганном Фридрихом Беттгером (1682–1719) и ученым Эренфридом Вальтер фон Чирнхаузом (1651–1708).

Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа. Среди заказчиков фарфоровой мануфактуры Мейсен были богатейшие семьи Европы и России: Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Есть сведения, что в 1770 году в Россию было ввезено сорок процентов всего экспорта фарфора Мейсен, а в конце XVIII века на мануфактуре Мейсен даже были выделены специальные дни для производства товара для России.

В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет. Стоит ли говорить, что произведения мейсенской мануфактуры находятся в самых известных музеях мира. Наш музей также входит в их число, ведь в его коллекции насчитывается 800 предметов немецкого коллекционного фарфора.

Пивная керамика – именно немецкая керамика составила не меньшую славу Германии, чем красивый тончайший немецкий фарфор. Как признаются музейщики, эта часть немецкого прикладного искусства была не слишком изучена, и перед подготовкой выставки сотрудники, уверенные, что изделия, хранящиеся в музее, датируются XIX веком, обнаружили, что пять из работ принадлежат более раннему периоду XVII – началу XVIII веков.

Нельзя пройти мимо огромного великолепия декоративных пейзажей, ведь век XIX считался, прежде всего, веком пейзажа. В те времена считалось, что русскую природу писать не интересно – уж слишком скучна и некрасива. И зачастую живописцы предпочитали русским березкам и осинкам знойную Италию или, в крайнем случае, Францию. Впрочем, этим грешили не только русские живописцы, немцы также отдавали предпочтение итальянскому колориту.

Не останутся незамеченными посетителями выставки и замечательные работы русского художника немецкого происхождения Федора Антоновича (урожденного Отто Фридриха) Моллера – прекрасного мастера пейзажа, миниатюры и портрета. Ему прекрасно удавались образы детей, например, «Портрет ребенка», в котором подчеркивается непосредственность и индивидуальность маленького человечка. Таких его работ немного. Известен его портрет Гоголя, с которым художник был особенно дружен и несколько портретов которого он написал. С некоторым сожалением Татьяна Савицкая говорит о том, что в 60-е годы радищевцы отдали еще один замечательный портрет кисти Моллера в Самару, где он, несомненно, стал украшением экспозиции.

Значимое имя в русском искусстве – Петр Карлович Клодт. Для нас он русский, хотя и принадлежит к баронской семье Клодт фон Юргенсбург. С именем Клодта связаны и Аничков мост, и кони Нарвских ворот. В Радищевском музее хранится одна из его скульптур, но, по словам Татьяны Савицкой, по техническим причинам на этой выставке она не может быть показана, а вот прекрасную работу «На водопое» музейщики демонстрируют с удовольствием.

И, пожалуй, работы самого основателя музея – Николая Боголюбова, который во всех немецких изданиях характеризуется как русский представитель дюссельдорфской школы. Это три работы с видами Германии, мастерские и поэтичные.

В экспозиции представлены также и работы еще одного немца – Тимофея Андреевича Неффа (при рождении Тимолеон Карл фон Нефф). Фигуры весьма знаменитой и значительной – хранителя императорского Эрмитажа, профессора многих академий, в том числе в Дрездене и Риме. Его кисти принадлежат замечательные жанровые сценки, в основе которых были женские портреты, в которых талант Неффа сказался ярче всего: грациозные по постановке фигур, приятные по краскам.

Собственно о выставке рассказывать можно много и долго. Каждый экспонат уникален и заслуживает отдельного рассказа, а потому стоит последовать пословице о том, что лучше один раз увидеть. Ведь произведение искусства, будь то картина или фарфоровая статуэтка, рождает у каждого только ему присущие ассоциации и эмоции.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |