Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 1 (280) от 13 января 2005 года

 

Чиновники хотели как лучше (Елена НАЛИМОВА)

Партия не рекомендует (Соб. инф)

Аяцков и Володин: две стороны одной медали (Александр СВЕШНИКОВ)

Кондукторы в роли заложников (Александр СВЕШНИКОВ)

Дело против похитителей кочует между судами (Александр КРУТОВ)

Газеты-победители не получили ни копейки (Александр КРУТОВ)

Оффшор на Московской (Александр КРУТОВ)

Исключенные из партии удостоены областных наград (Александр КРУТОВ)

Разборка в сочельник (Александр КРУТОВ)

Друзья против (Александр КРУТОВ)

Ставка на зелёное (Александр КРУТОВ)

Человек за решёткой (Александр НИКИТИН)

У осуждённых тоже есть права (Елена НАЛИМОВА)

За синей птицей (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

Месть и закон (Сергей ЛЮБИМОВ)

Хлеб против устриц (Анна САФРОНОВА)

Биология или культура? (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Животные: провидцы и предсказатели (Константин КРАШЕНИННИКОВ)

Разные грани полезности (Кирилл ПАНФИЛОВ)

Средь шумного бала (Ирина КАБАНОВА)

Из будней оранжевого кота (Виктор ГЕЙМЕРОВ)

Такси переехало в Нью-Йорк (Елена НАЛИМОВА)

Вторая половина жизни (Виктор ГЕЙМЕРОВ)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Праздники, которые не всегда с тобой

Константин КРАШЕНИННИКОВ

Накануне Нового Года Госдума России успела принять решение, резко меняющее не только время празднования этого любимого большинством населения страны праздника. Изменилась и вся "праздничная" картина года. Кто-то отнесся к этому спокойно и даже с радостью, кто-то с усмешкой, а кто-то серьезно критикует принятое решение. Насколько часто вообще происходят изменения такого рода? И всегда ли это происходит, как в нашем случае, "сверху"?

Праздники многообразны. Существуют народные праздники (их часто называют национальными), есть праздники религиозные, государственные, профессиональные… Народным праздникам свойственна естественность, они более органичны. Но и они подвержены изменениям.

Братья-славяне

В общественной жизни украинского населения, как и у многих других народов, важную роль играли календарные праздники и обряды. Они складывались на той же основе, как и у других славян, но во многом имеют особенности. Например, Масленицу украинцы никогда не праздновали так широко, как русские. Святки сопровождались вечерними беседами с ритуальной едой, магическими действиями, дети "засiвали" зерно в домах соседей. На Троицу на Кубани "строили садки" — срубленные деревца акации вкапывались двумя кругами, внутри которых ставились скамьи, тут гуляла молодежь. На Ивана Купалу на берегу реки, повыше, устанавливали срубленное обрядовое дерево, украшая его венками, цветами, жгли костры…

И теперь еще, в наши дни, украинцы сохранили многие традиционные элементы праздников старого календарного цикла. Они отличаются веселым, игровым характером: колядки на Новый Год, щедрование, ряжение. В последнее время все более активно отмечаются главные христианские праздники: Рождество Христово, Масленица, Троица, в особенности — Пасха. Во многих селах по-прежнему широко справляются престольные праздники.

Как раз в праздновании так называемых престольных дней — праздников в честь патрона местной церкви — переплетается общественное и семейное начало. А проводились они всегда шумно и широко, несмотря на то, что могли приходиться на время полевых работ. Посещение церкви, хождение на кладбище, иногда — мирское молебствие. К этим дням принято было варить пиво общим котлом, закалывать быка… Возвращается этот обычай в наши дни и к русским. Вместе с общиной, там, где она, пусть и в новых формах, возрождается к жизни.

Соседи-мусульмане

У татар праздничная культура включает в себя и религиозные, и светские праздники, приуроченные к определенному времени в годовом цикле сельского хозяйства.

Мусульманские праздники обязательны, оттого массовы. Наиболее значительные из них те, что посвящены жертвоприношению — Корбан гаете, окончанию 30-дневного поста — Ураза гаете, дню рождения пророка Мохаммеда — Муэлид. Обряд этих празднеств — коллективное утреннее богослужение в мечети, с участием мужского населения. В домашних же условиях устраиваются семейные торжества в кругу родственников.

Ислам распространился в Среднем Поволжье в Х веке нашей эры. И доисламские праздники продолжили свое существование. У казанских татар весной, до сева, праздновался сабантуй. Он не имел конкретной привязки ко времени: не только точной даты календаря, но даже дня недели. Все зависело от природных условий. Деревни одной округи праздновали в определенной очередности. Кульминацией праздника был мэйдан: состязания в беге, борьбе, скачках. Подарки победителю перед этим собирали по всем дворам. Была и детская часть праздника: обязательным моментом сабантуя был сбор детьми крашеных яиц. Их готовила каждая хозяйка. Его проводили до сбора подарков будущему победителю. После этого дети собирались на улице, где и играли с собранными яичками в различные игры. Не правда ли, очень напоминает христианскую пасхальную традицию? Также у казанских татар праздновался джиен, проходивший поочередно в каждой деревне. В джиен соседние деревни принимали гостей "по кругу", согласно этикету: сначала одна деревня к соседям, потом — наоборот… Гуляния молодежи, игрища на лугах, переезд молодушек (яшь килен) на постоянное проживание в дом мужа.

В деревнях татар-мишарей не праздновались ни сабантуй, ни джиен. Но в период до сева, в дни Пасхи, дети и там собирали крашеные яйца и устраивали кызыл йомырка кене — "День красного яйца" с подобными же играми. В новогодние дни — нардуган (роштва) — в жилищах шли игрища девушек с различными гаданиями.

Крещеные татары традиционно отмечали праздники календаря христиан. Однако в них наблюдались элементы традиционных народных праздников казанских татар: в пасхальные дни проводился сабантуй. Летний праздник татар-кряшен, хотя и приурочен был ко времени одного из праздников христианского календаря, по форме, так или иначе, напоминал вариант праздника джиен.

Что осталось сейчас из традиционной системы праздничной татарской культуры? В ней произошли серьезные изменения. Летний праздник джиен постепенно был сменен "унифицированным" сабантуем, который теперь повсеместно отмечают летом, после завершения полевых работ. Относятся к нему как к празднику светскому, национальному: его празднуют и те татары, которые в прошлом этого не делали. Начиная с 1992 года, два религиозных праздника, мусульманский Курбан-байрам и христианское Рождество, включены в праздничный календарь республики Татарстан.

10 дней одного Нового года

Во всех праздниках, что описаны выше, с середины позапрошлого до начала прошлого века, происходили существенные изменения. Сокращалась сфера стихийного "праздного" общения по половозрастным группам. Росло значение социального отбора партнеров по развлечениям. Усиливалась зрелищная сторона гуляний на праздниках, в особенности в городе, где зарождалась и развивалась индустрия развлечений. Бывшие активные участники, вовлеченные в стихию праздника, все больше сменялись пассивными зрителями. "Сделайте мне красиво", по словам персонажа В. Маяковского.

Так что, как и всему в нашей жизни, праздникам также свойственно изменяться. Даже таким давним и традиционным, которые существовали еще до появления на нашей земле мировых религий. Одни совсем уходят из жизни людей, другие — меняют вид, содержание, но остается суть праздника как дня, когда не работают и можно заняться чем-то "праздным".

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |