| К свежему номеру |
История Эволюция оппозиции в России (1956–1986 гг.)
Александр РОМАНОВ После смерти Сталина жесткие идеологические установки, которыми должно было руководствоваться все население страны, пошатнулись. Наступил своего рода идейный вакуум, заполняющийся всякого рода концепциями.
озникшие в середине 50-х годов, можно разделить на три большие группы:
1) устремленные в будущее, т. е. разновидности коммунистических и социалистических утопий;
2) ориентирующиеся на реально существующую в то время модель западной демократии;
3) ретроспективные модели возврата к национально-православной монархии.
В виде курьеза существовали идеи нацистского и анархического толка, но они широкого распространения не получили.
В силу господства в Советском Союзе в то время марксистской официальной доктрины общественная мысль поначалу неизбежно вращалась в кругу соответствующих тем и стереотипов. Возникшая в 1955–1956 гг. в Куйбышевских политлагерях среди заключенных подпольная организация носила название «Союз революционных марксистов» и занималась в том числе изучением сочинений классиков марксизма. Группа преподавателей и аспирантов Московского университета, арестованная в 1957 году, занималась в основном тем же. По этому делу было осуждено 9 человек, из которых трое получили по 10 лет заключения (в том числе и руководитель группы Лев Николаевич Краснопевцев), трое – по 8 и еще трое – по 6 лет.
Можно с уверенностью сказать, что большинство осужденных за антисоветскую пропаганду в период с 1956 по 1966 годы были людьми, настроенными прокоммунистически. Последним крупным процессом такого рода было осуждение девяти членов ленинградского «Союза коммунаров» (арестованы в июне 1965 года). Почти все они были выпускниками Технологического института. Программная работа, которую написали Валерий Ронкин и Сергей Хахаев, называлась «От диктатуры бюрократии к диктатуре пролетариата». Ронкин и Хахаев получили по 7 лет лишения свободы и 3 года ссылки, а остальные участники – от 2 до 4 лет лишения свободы.
Во второй половине 60-х годов возникали аналогичные группы в провинции («Группа революционного коммунизма в Саратове», «Революционная рабочая партия в Свердловске», «Партия борьбы за реализацию ленинских идей» в Ворошиловграде и т. п.), но это был уже отзвук происходящего в центре (Москва, Питер) и объяснялось это явление узостью кругозора и недостаточностью информации об общественных движениях.
В сентябре 1965 года были арестованы писатели Ю. Даниэль и А. Синявский. И хотя в последнем слове на суде (февраль 1966 г.) А. Синявский и сказал, что «коммунизм для меня – святое слово», но в целом процесс и все, что потом вокруг него закрутилось, носило ярко выраженную либерально-демократическую окраску.
А. Гинзбург (собравший «Белую книгу» материалов о процессе Даниэля и Синявского) вместе со своим приятелем Ю. Галансковым уже давно довольно широко использовали в своей пропаганде издания антикоммунистического НТС. Суд над Гинзбургом и Галансковым подтолкнул В. Буковского к демонстрации протеста, за которую он, в свою очередь, был приговорен к длительному сроку лишения свободы. Последнее слово В. Буковского на процессе распространяли участники горьковской группы, арестованные в 1969 году. Началась цепная реакция самиздата и судебных процессов.
В 1968 году (и вплоть до 1983 года) начинает выходить нелегальный журнал «Хроника текущих событий» с подзаголовком «Год защиты прав человека в СССР» и эпиграфом из 19-й статьи Всеобщей декларации прав человека. Это издание и по сей день является важнейшим источником и самым крупным собранием документов рассматриваемого периода. Позже (в 1984 г. в издательстве «Хроника-пресс» в США) вышла книга Л. Алексеевой «История инакомыслия в СССР. Новейший период», в которой был обобщен материал о почти всех оппозиционных течениях в период с 1956 по 1982 годы.
Важной вехой в развитии демократического движения стала статья А. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе (1968 г.). И хотя здесь еще можно усмотреть иллюзии относительно «социализма с человеческим лицом», но август 1968 года (разгром «пражской весны») их развеял. С тех пор и до конца жизни А. Сахаров придерживался последовательно демократической платформы.
Манифестом демократов стал вышедший в середине 70-х годов сборник статей «Самосознание». Один из авторов сборника – физик Ю. Орлов, который уже с начала 40-х годов до конца 50-х эволюционировал в сторону демократических идей, – создал в 1976 году «Группу по наблюдению за соблюдением Хельсинских соглашений», что означало переход демократического движения на качественно новый этап, этап выхода на международную арену.
Между тем, в то время, как марксистская идеология постепенно теряла поклонников среди советской интеллигенции, на смену этому интернационалистическому и атеистическому течению возникает национально-религиозная альтернатива. Уже в конце 50-х годов студент Ленинградского университета Игорь Огурцов, проштудировавший сочинения Вл. Соловьева, решает создать Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН), который со временем превращался в самую крупную нелегальную организацию, когда-либо возникавшую в стране после второй мировой войны.
В 1967 году 21 член этой организации был осужден, причем Огурцов получил максимальный срок – 15 лет заключения и 5 лет ссылки. Манифестом национально-религиозного направления стал вышедший в середине 70-х годов сборник статей «Из-под глыб». Три статьи в этом сборнике принадлежали А. Солженицыну, который незадолго до этого написал «Письмо вождям Советского Союза» (1973), также носившее программный характер.
Резюмируя сказанное, можно охарактеризовать эволюцию диссидентского движения в 1956–1985 гг. в первое десятилетие (1956–1966) как неокоммунистическое по преимуществу. Наиболее характерными для этого периода были дела типа Суходольского-Мазура, Л. Краснопевцева и Ронкина-Хахаева.
Второе десятилетие (1966–1976) характеризуется преобладанием идей демократического порядка. Период начинается процессом Даниэля и Синявского (первым, о котором появились сведения в официальной печати, хотя и сильно искаженные) и заканчивается созданием «Группы Хельсинки».
В течение третьего периода лавры первенства делят между собой сторонники демократического и национально-религиозного течений общественной мысли.
Если вначале эти два течения мирно уживались и во многих случаях даже координировали свои усилия в борьбе с официальной идеологией (что вполне понятно, ибо плюрализм демократов позволял им включать в свои ряды и атеистов, и верующих, и космополитов, и национал-демократов), то в дальнейшем «эпоха Сахарова и Солженицына (1976–1986)» все более и более выявляет растущую поляризацию этих направлений.
После начала «перестройки» и появления «гласности» конфликт между властью и инакомыслящими не прекратился, но стал принимать уже другие формы.
Весь номер на одной странице
|