Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 18 (488) от 14.05.2009

 

Золотая купель Разбойщины (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Почему я голосовал против (Александр НИКИТИН)

«Право на ответ» и цинизм СМИ (Александр СВЕШНИКОВ)

Интеллигенция: вчера и сегодня (Борис ПАРАМОНОВ, Нью-Йорк 16.03.2009 г)

Кто укажет суду на его место? (Александр НИКИТИН)

«Опять своровали», или Административная петля (Владимир ЕФИМОВ)

Будет ли контакт с госзаказом у «Контакта» (Леонид ШУМАХЕР)

Рынок акций и кризис (А. ТОКАЕВ, аспирант СГАП)

Информационное письмо (Пресс-служба Саратовской епархии)

Церковное поле брани… (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Если мы войну забудем» (Татьяна ЛИСИНА)

Премьерные сюрпризы под занавес (Светлана ТЕНЕТКО)

Ретроспективизм Дмитрия Жилинского

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

История и Современность

«Мы истинно православные христиане»

Старообрядцы Самодуровки о старой вере

Наталия СВЕШНИКОВА

В рамках проекта по созданию электронного корпуса диалектных текстов

диалектологами Саратовского университета на протяжении ряда лет обследуется говор села Самодуровка Вольского района, основанного

в конце ХVII века старообрядцами.

По преданию, первым поселенцем Самодуровки был некий Клим, дьяк или древнего рукоположения причетник, который вместе со своим семейством бежал из Москвы в приволжские леса от гонений «за содержание древнего благочестия»: как нашего брата начали сжигать – а вешали сколько! – то которые не вытерпели, бежали: из Иерусалима бежали в Москву, а из Москвы уже вот к нам в Климов дол.

«Мы – вторая Москва», – говорят о себе и по сей день жители села, подчеркивая тем самым не только свое московское происхождение, но и былую значимость Самодуровки в старообрядческом мире.

По свидетельству архивных документов, в середине ХIХ века Самодуровка была крупным центром поморского вероучения в Поволжье, которое имело широкое распространение в Саратовском крае. Сюда постоянно наезжали старцы из Поморья и Саратова, читавшие проповеди и «совращавшие» в поморство проживающих в этом селе крестьян-никониан (мирских, или церковных, как их здесь называют).

Приверженцев старой веры в Самодуровке всегда было значительно больше, чем церковных. Причем, с самого начала, по рассказам жителей, в селе проживали представители двух старообрядческих беспоповских согласий – «брачники» (или нижние), которых большинство, и «безбрачники» (монашки, или верховые). По словам духовного наставника общины безбрачников М.Р. Акимова «в селе две веры: есть монашки, а есть мы. Мы – православные христиане, но поморцы. А они называются федосеевцы, беспоповцы. Тоже, как и наша, это иха вера».

В настоящее время «крепких» староверов в селе осталось немного, но между ними, как и раньше, существует четкое разделение: у каждого из согласий есть свой моленный дом, службы исполняются в соответствии со своим уставом. Говоря о различиях, существующих между нижними и монашками, старообрядцы Самодуровки в первую очередь указывают на их разное отношение к браку: у них (т. е. у монашек) брак считается за грех,… у нас законный брак мы считаем за брак.

О различиях в обрядах и ритуалах при совершении служб сообщается немногое. Как правило, указывается на отсутствие креста на кадильнице у федосеевцев и некоторые особенности каждения во время молитвы: вот у нас на кадильнице крест, а у них как раз вот по эту сторону срезанный. И они крест обязательно выставляют: кадить – и они обязательно показывают свой крест. А у нас не положено по уставу. Нательный крест – зачем его кадить-то? Его не надо кадить. У нас там сказано в уставе: стоять и распростреть руки. Вот это закон кажения. Вот разница (нижние о монашках).

Наличие – отсутствие креста на кадильнице у представителей разных согласий Самодуровки послужило поводом для возникновения у жителей села версии, объясняющей разделение старообрядцев, проживающих здесь, «на две веры». Вот как говорит об этом одна из рассказчиц из числа «церковных»: староверы у нас еще подразделяются: есть верховы, а есть нижние. А почему они разделились? Потому что когда они сюда убежали, начали в дому службу нести, божественную, а там говорят, когда все собрались: «Кому мы несем? Надо всевышнему, чтобы он услышал, поставить крест, где молельный дом-то этот, келья-то». Ну там возмутились некоторые: «Нет, гонения эти уже есть». Стали они побаиваться. Вот они и разделились: нижние и верховы. Значит, энти стали крест не отламывать от кадильницы, и где они службу несут – кельи – там у них наверху крест стоит. А у монашек нету. Они прям заходят в эту келью, как в дом, и они там службу несут, как шуту…

Из бесед с брачниками, более открытыми к общению, чем монашки, совершенно очевидно их ревностное отношение к своей вере. Они считают себя продолжателями и хранителями «истинной православной веры», существовавшей до реформ Никона: «Когда Никон патриарх начал свой закон выставлять, церква отнимать… оне были наши, православные. Называется она и сейчас православная, и в то время она православная была. Все наше, что в ней есть. Это все наше было. Мы истинно православные христиане».

По их мнению, патриарх Никон «дело все напутал», ведь «тогда вера-то едина была, и бог один был, а раскол семьдесят семь вер сделал». Ни одну из этих вер не должно считать истинной, в том числе и церковную, потому что ее последователи «не исполняют устав, как положено»: устав он наш, и он один. Хоть и берется все с нашего устава, но оне там прибавляют – убавляют, а зачем это делать?... Церковна вера – это не вера. Баптисты вот, иегова вера… Да какие это веры? Да разве это веры?

Священное писание для старообрядцев – пожизненный спутник и наставник, в нем «все писано», «про эту жизню все есть, от и до, надо только читать и брать во внимание. Все там понятно, все». И главное правило, которое, по их убеждению, следует неукоснительно соблюдать, – жить «по Писанию», «по-божьи», «по закону», «по божьему велению», «по обычаю», «исполнять все, что есть в Писании». «Беззаконие» же может повлечь за собой божье наказание.

Приведем один из рассказов: у меня у сына выходила вот старша дочь (замуж). И я там участвовал. Они сидели эдак молодые. Я им говорю: «Выходите, кругом обойдите, остановитесь над образами и будете класть три поклона, прощайтесь и уходите». А они на своем поставили. Дружка там какой-то нашелся, парень (его господь не пожалел: он помер, какой-то случай с ним произошел. Да, не потерпел господь), он: «Нет». Я, мол, ты же не понимаешь. Чего ты знаешь? Я хоть с Писания беру, а ты с чего? Ну так и не послушал. Они вышли и даже три поклона не положили. Ну и какой же это божий страх? Какое же это божье Писание? И вот жизнь-то плохо и идет у них.

Образцом «правой веры» для старообрядцев Самодуровки являются ее первопоселенцы (климовцы), строго соблюдавшие «старинные обычаи», обряды и запреты: при старом времени, как климовцы прибежали сюды с этой верой-то, так напиться воды спросишь, оне церковникам и прохожим не давали. Только уж если отдельно посуду держали. Вот как строго вели! Ну оно и по Писанию так должно быть.

С большим сожалением и горечью самодуровцы говорят о разрушении традиций старой веры, о том, что все меньше остается истинных ее приверженцев (как правило, это люди старшего поколения) и что молодые, хоть и крещеные по старообрядческому обряду, отходят от веры и «ничего не знают»: мы все соблюдаем – наше поколение, – а молодежь нет. Молодежь ничего не знает. Вон на погребенье соберутся и не знают, как крест сложить, не знают, как лицо свое обкрестить, не знают молитвы сказать.

Причина отхода от старой веры и равнодушия к ней видится самодуровцам в отсутствии истинных духовных наставников, в которые, как известно, избирали начитанных в Священном Писании, сильных в вопросах вероучения и ведущих безупречную христианскую жизнь людей. Многие из них были репрессированы в двадцатые – пятидесятые годы, что отрицательно сказалось на состоянии старообрядческих общин: бывало, у нас столько было моленнов в селе-то! Шесть моленнов! ходили все рядышком, все были учены. А сейчас мы что? Самоучки! Кто нас учит?! Нет никто! Да, ничему не учили. Вот именно что не учили. Как раз пресекли нас маленько, закрыли у нас моленную, очень преследовали.

Размышления о будущем старой веры звучат из уст старообрядцев села очень пессимистично. По их мнению, они последние представители истинной «правой веры» в Самодуровке (вот наше поколение вымрет – и все!), а молодые «все в церкву уйдут» (внушили сами себе: бог один – и все! Попробуй им доказать).

Но такой исход, как считают староверы, предрешен заранее, ведь «оно и написано в Писании: «будет единая вера», только «кака она вот будет? Церковна православна? Или католическая?»

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |