Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 8 (238) от 4 марта 2004 года

 

Тепла весной не будет? (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Руины на проспекте (Сергей ЛЮБИМОВ)

Без мужа жилья не положено? (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Затянувшийся спор (Анастасия ГУЛИНА)

Семь загадок Саратова (В. ДЕМУТ)

Серьёзные занятия для серьёзных людей (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

Борьба с бедностью - прерогатива власти (Александр СВЕШНИКОВ)

Хотелось бы получить ответ из епархии (Юрий Михайлович СТАЛЬГОРОВ)

Кофе для любимой (Штатный Гурман)

Пришло время поэзии

Осколки

Страсти по вытрезвителю (Сергей НИКОЛАЕВ)

Привет Фрейду (Анна САФРОНОВА)

Вторая Власть (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Судьбы театральных художеств (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Почему дети воруют

Дата размещения на сайте: 23.12.2013

Детство - счастливейшие годы жизни, но только не для детей (Майкл Муркок)

Константин КРАШЕНИННИКОВ, кандидат философских наук

Ситуации, о которых пойдет речь, нередко возникают в самых различных по достатку, социальному положению и культуре семьях. Так что явление это в принципе не зависит ни от богатства или бедности семьи, ни от культурного уровня или образования. Больше того, нередко это происходит именно в семьях внешне вполне благополучных. В какой-то момент в семье начинают "исчезать" деньги и вещи. И все говорит в пользу того, что виновники этих "исчезновений" - самые младшие члены семьи.

Праздник каждый день

В дверях кабинета детского психиатра стояла хорошо одетая женщина, держа за руку ангельского вида девочку девяти-десяти лет. Мать привела свою единственную и крепко любимую дочь на прием к врачу по поводу, который, как она сама считала, был очень необычным и даже "диким". Женщина — современная "бизнесвумен", стала замечать, что все чаще и чаще из дома пропадают довольно крупные суммы денег. Выяснилось, что деньги "уводила" эта самая девочка.

В ходе беседы врачу, для которого этот случай был совсем не исключительным и не "диким", достаточно быстро удалось выяснить причины и мотивы такого поведения дочери, да и самочувствия матери.

Женщине — деловой, властной и одинокой, много времени проводившей на работе, решавшей серьезные проблемы с финансами и с персоналом своей фирмы, абсолютно не хватало времени на собственную дочь. И, конечно же, никакая гувернантка, няня не смогла дать девочке того, чего той так не хватало — полноценного общения с матерью, в котором и проявлялась бы их взаимная любовь. Редкие же "беседы" с дочкой мать вела в естественном для неё авторитарном, жестком стиле.

Дочь же, как часто бывает, росла совсем другим человеком. Веселым, дружелюбным, добрым и простым в общении. В общении со сверстниками, одноклассниками. Для того-то она и брала деньги из дома — для "праздника каждый день", который устраивала себе и друзьям. Или тем, кого она такими считала. Щедро раздавала деньги подружкам. Водила своих друзей на аттракционы и в кино, могла купить детское питание, мороженое, соки, жевательную резинку на всю компанию — все, что кажется таким ценным в детском возрасте.

Наследник

Достойный сын респектабельных родителей, отличник, один из лучших учеников привилегированного лицейского класса элитной школы. Отец и мать — доктора наук и профессора, дедушка — отставник военный с "широкими погонами". Вся семья — высокообразованные, культурные люди. Любимому сыну и внуку в семье ни в чем не было отказа. Мальчик и сам ни в чем себе не отказывал. В том числе в желании взять без спросу из дому немалые суммы денег. Или дедушкин именной кортик, и продать его антиквару.

Многочисленные и многословные воспитательные беседы и увещевания ни к чему не привели. Ну не тащить же "гордость династии" в милицию? Отличника повели к психологу. Тот попросил собраться всех членов семьи и в ходе нескольких общесемейных консультаций выявил реальные причины недостойного поведения отпрыска.

Оказалось, что, несмотря на высокий образовательный и культурный статус, в целом на первом месте в семье стоят далеко не духовные ценности. В частности, нередко происходят споры по поводу дедовского наследства: что, кому и в каком количестве достанется после смерти патриарха. Причем шли все эти "разборки" в присутствии самого младшего из наследников.

Мальчик заявил, что дед всем родным что-нибудь да завещает, а его, внука, "обходит". Потому что внук во многом "не такой", каким хотелось бы его видеть деду. Вот внук и выбрал такой вот своеобразный способ восстановления, с его точки зрения, "справедливости". И мстит деду, берет деньги и ценные вещи именно у него.

"Вся моя жизнь в нем"

Долгожданный ребенок матери-одиночки родился слабеньким, болезненным. Жизнь маленького человека началась с лекарств, клиник, врачей. Все это казалось бесконечным. Такого сына мать вдвойне жалеет и любит. Настолько, что она просто стала жить его жизнью. Забыв о своей. Хоть сама еле сводила концы с концами, но в игрушках, книгах, развивающих играх, конструкторах мальчик недостатка не ощущал. Всей родней собирали на компьютер: "Пусть растет не хуже других". Мать экономила на всем, но в основном — на себе, на своей жизни. Да ее-то, "своей жизни", по сути, и не было. "Не трогай мусорное ведро — на улице мороз, заболеешь, я сама вынесу", "Не мой посуду, не возись в воде, я сама".

Однажды, убирая за сыном его вещи, мать обнаружила несколько компьютерных дисков с играми, которые ему не покупала. В другом месте нашла спрятанные постеры из чужих журналов, чужие наушники, интернетовские карточки не той фирмы, что сыну сама покупала… Все найденное ее шокировало. Тем более что сын был уже третьеклассником и, как считала мать, должен был понимать, что хорошо, а что плохо. Несмотря на все усилия, мать так и не смогла узнать, ни откуда все это, ни — зачем сын брал чужое.

Лишь потом, после обращения к специалисту по детской психологии, она осознала свою главную ошибку. Сверхзаботливость, которую мать проявляла все годы жизни сына, не давала ему возможности получить опыт самоутверждения. А он по природе своей, как выяснилось, оказался лидером. Вот утверждение своего "Я" и начало принимать такие нежелательные формы.

Как можно видеть, во всех приведенных случаях "авторами" проблемы являются отнюдь не дети. Корни лежат в дефектах воспитания. Точнее говоря — в стиле воспитания, принятого в семье.

Что же делать, если...

òî æå äåëàòü, åñëè…

Часто родители, оказавшиеся в таких и подобных ситуациях, начинают подозревать, что их ребенок — клептоман. Однако клептомания — это психическое заболевание, встречающееся крайне редко. Причем встречается она скорее не у детей, а у взрослых людей, личность которых уже сложилась. Клептоман отличается от вора тем, что для него интерес представляет не результат кражи, а ее процесс.

Причины же детского "воровства" в различных случаях различны. Однако это явление — всегда сигнал о том, что в семье не все благополучно.

Дети могут брать не принадлежащие им вещи и ценности, чтобы обратить на себя внимание родителей, слишком занятых работой либо собой. Еще один мотив — самоутвердиться, приобрести власть над своими сверстниками, доминировать в группе. Получить вещи, которых у них нет, если они им недоступны по финансовым возможностям семьи. Кроме того, брать не принадлежащее ему может стать для ребенка психологической разгрузкой.

Что нужно предпринять родителям, если "такое" все же случилось?

Прежде всего необходимо разобраться, что же произошло в реальности.

Если родители обнаружили у ребенка чужую игрушку, им не стоит сразу же оказывать давление на него, заставляя вернуть "это" обратно. Наоборот, стоит похвалить выбор ребенка, поиграть с ним вместе, и в процессе игры ненавязчиво спросить, чья это вещь. Ребенок сам расскажет, откуда она у него появилась.

В том случае, если ребенок принес домой чужую вещь, родителям надо попытаться выяснить, не поменял ли он ее просто-напросто на свою, ведь такие обмены очень распространены у детей — наверное, каждый помнит такие случаи из своего детства. Если между детьми существует взаимная договоренность, в таком обмене нет ничего предосудительного. Стоит помнить и о том, что для детей зачастую совсем не важна реальная стоимость вещи, игрушки. Она ценна для них независимо ото всего.

Разумеется, чужую игрушку, вещь нужно вернуть. Однако родителям при этом нужно подумать о том, что они, возможно, недостаточно внимательны к потребностям своего ребенка. Все же лучше не допускать ситуаций, когда долгое устойчивое желание ребенка иметь что-то остается неудовлетворенным. Это неизбежно вызовет у него напряжение и нервозность. Можно использовать удобный повод — день рождения или какой-либо успех ребенка — и постараться подарить ему то, что стало для него таким важным, о чем он так долго мечтал.

Сложнее понять все особенности отношений между своим ребенком и хозяином принесенной вещи. Возможно, за этим стоит желание привлечь к себе внимание, подружиться. А может быть, и совсем наоборот — пренебрежение к другому ребенку. Ведь тот может занимать положение "парии", отверженного в группе.

В подобных ситуациях важно и то, как родители обнаружили чужую вещь: случайно ли заметили ее, спрятанную среди других вещей, или же ребенок сам рассказал, что и как произошло. Нужно обратить внимание на то, как сам ребенок оценивает свой поступок: есть ли у него чувство стыда, раскаяния либо он считает, что все случившееся — в порядке вещей. В случае полного отсутствия чувства вины родительская оценка должна быть четко определенной и резкой. Необходимо дать ребенку понять, что родителям не нравится его поступок, что они удивлены тем, что он так мог поступить. Нужно выразить свою уверенность в том, что он уже взрослый и знает, что хорошо, а что плохо. И что случившееся больше не повторится.

Если ребенок понимает, что он поступил неправильно, то стоит сосредоточить внимание не на том, чтобы усилить у него чувство вины, а попытаться вызвать у него понимание переживаний того, кто лишился своей вещи. Оказавшись — мысленно — на месте того, ребенок увидит все совсем с другой стороны. И научится сопереживать.

Важно также выработать линию возврата вещи — такую, которая не принесет излишних унижений. Часто именно страх признаться и невозможность восстановить "все как было" делает ребенка малодушным, а это еще в большей степени усугубляет его неверное поведение. Ведь страх — одно из самых разрушительных состояний психики. Ни в коем случае нельзя допускать публичного осуждения ребенка. Совсем не обязательно и настаивать на демонстративных извинениях. Вполне можно создать ситуацию встречи двух детей, даже лучше без присутствия взрослых, и в этой ситуации произойдет передача вещи. И пусть ребенок, совершивший проступок, предложит другому какую-нибудь из своих игрушек, вещей, даже взять ее на какое-то время к себе домой, если тот захочет.

В дошкольном возрасте случаи, когда дети незаметно берут у своих родителей деньги, обычно редки. Нужно сразу же попытаться выяснить, для чего деньги потребовались ребенку. Ведь существуют, к сожалению, ситуации детского и подросткового "рэкета", вымогательства денег у сверстников и младших по возрасту. Ребенок не должен испытывать страха, становиться жертвой. Эти ситуации следует пресекать сразу и жестко — это задача родителей, взрослых.

Если ребенок берет деньги для того, чтобы купить на них своим друзьям подарки жевательную резинку, "пепси", — то, возможно, это является попыткой повышения своего статуса в группе, укрепления своего положения. Здесь надо дать понять, что люди, которых можно запросто расположить к себе таким способом — далеко не то же самое, что верные друзья. Можно дать ребенку другие возможности повысить свой авторитет. Например, собрать его товарищей у себя дома, пусть проведут время вместе и на его территории, при этом родители могут ненавязчиво уважительно отозваться о своем ребенке, дать понять, что они с ним всерьез считаются, что им важен не только он сам по себе, но и его мнение.

Если родителям так и не удалось выяснить, для чего конкретно их ребенку понадобились деньги, им нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать ребенку, для чего эта сумма предназначалась, что планировалось на них приобрести, какие семейные проблемы эти деньги могли бы разрешить.

И, конечно же, если самостоятельно разобраться в ситуации не удалось, то надо подумать об обращении за консультацией к специалистам. Если случаи "исчезновения" денег или вещей из дома повторяются часто, и к тому же сопровождаются другими необычными особенностями в поведении ребенка, то желательно получить консультацию у детского психолога, психиатра.

Несмотря на расхожую пословицу о том, что дети — это всего лишь маленькие взрослые, нельзя забывать о существенных особенностях детской и подростковой психики. Стоит соблюдать несколько правил в общении с детьми.

Прежде всего, следует в любом случае воздерживаться от навешивания на ребенка "уголовных" ярлыков, не называть его "вором", не пророчить ему "криминальную карьеру" в жизни.

Нужно также избегать сравнений с другими детьми либо с самими собой в детском возрасте, не говорить о том, что "в нашей семье такого сроду не водилось" или "завидую тем родителям, которые могут не стыдиться за своих детей".

Не заставлять ребенка "во имя справедливости" отдавать свою лучшую игрушку, любимую вещь.

Не "перегибать палку", обсуждая вину ребенка. В этом случае он просто "закроется", будет скрывать от родителей все свои поступки, которых стыдится.

Не возвращаться к тем эпизодам, которые имели место раньше, если ребенок вызвал у родителей неудовольствие еще раз.

Нужно просто помнить о том, что жизнь многолика и что многие ее ситуации вполне обратимы, главное— найти разумные способы их психологически грамотно разрешить.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |